Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Рассмотрено на Педагогическом совете
от 30.08.2024, протокол №1
Утверждено приказом директора
МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372
Дополнительная общеразвивающая программа
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста»
(техническая направленность)
«Техническое моделирование»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Скорняков А.Н., Кичигина О.В.,
педагоги дополнительного
образования
п. Новоуткинск
2024 год
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ «МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Пояснительная записка
Программа «Техническое моделирование» разработана с учетом требований
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и
планируемых результатов общего образования. Данная программа представляет собой
вариант программы организации урочной деятельности обучающихся начальной школы.
Курс рассчитан на 1 год, объем занятий – 37 часов.
Актуальность данной программы состоит в том, что моделирование в школе
способствует развитию у обучающихся коммуникативных способностей, развивает навыки
взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий
потенциал. Обучающиеся лучше понимают окружающий мир, когда они что-либо
самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по моделированию этот
факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию
коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе
групповой проектной деятельности.
Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики,
прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу
для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что
несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.
Цель программы:
- формирование
интереса
к
техническим
видам
творчества,
развитие
конструктивного мышления средствами моделирования.
- развитие навыков конструирования, моделирования;
- развитие пространственного и логического мышления;
Задачи программы:
1. обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций;
2. учиться создавать и конструировать механизмы и машины;
3. обучение решению творческих, нестандартных
ситуаций
на
практике при
конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
4. развитие коммуникативных способностей обучающихся, умения работать в группе.
Обучающие:
- обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций;
-обучить работе с различными инструментами и приспособлениями ручного труда;
- обучить техническому представлению и расширить политехнический кругозор;
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе,
малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие
социально-трудовой
компетенции:
воспитание
трудолюбия,
самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
Отличительные особенности программы.
Курс носит технический характер, поэтому центральное место в программе
занимают практические умения и навыки по сборке моделей.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий.
Адресат программы.
Возраст обучающихся 7-11 лет. Обучающиеся в этом возрасте прекрасно впитывают
информацию. Имеют повышенную заинтересованность к технике и механизмам. С
удовольствием принимают участие в командных заданиях, проектах.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации программы 9 месяцев. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы 34 ч.
Особенности организации образовательного процесса
Каждое занятие содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой.
Обучающиеся могут готовить доклады и сообщения о неизвестных им ранее машин и
техники.
Режим занятий - 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Техническое
моделирование»
1. Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение
слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в
группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
2. Познавательные универсальные учебные действия: формировать умение
извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа
рисунка-схемы делать выводы.
3. Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение составлять
план действия на уроке с помощью учителя; формировать умение мобильно перестраивать
свою работу в соответствии с полученными данными.
4. Личностные универсальные учебные действия: формировать учебную мотивацию,
осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к
учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения
Формы аттестации.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
начальный контроль. В ходе дискуссии по теме: «Техническое моделирование»
определяются начальные знания обучающихся;
текущий контроль (в течение всего учебного года). С помощью взаимозачета и
самоанализа ребята определяют уровень овладения программой и координируют
дальнейшие действия по приобретению знаний, умений, навыков;
промежуточный контроль (январь). Оцениваются качество сборки и умения
объяснять назначение механизмов в ходе реализации практической деятельности;
итоговый контроль (май). Создание проектов, позволяющих оценить знания, умения
и навыки, приобретенные в ходе обучения по данной программе, и проследить
положительную динамику развития каждого обучающегося.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости.
Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, классная доска, мел, наборы
для моделирования (модели выполненные масштабом 1: 34).
Методическое и дидактическое обеспечение:
Подборка информационной и справочной литературы в ресурсах интернета.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники,
конструктор ТИКО
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в
различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами.
Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.
Тематический план
Содержание программы
№
Наименование
Общ. кол-во час.
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1
1
-
2
Основы моделирования.
1
1
-
3
Модели из бумаги.
8
1
7
4
Различные способы соединения деталей.
12
1
11
5
Модели транспортной техники.
14
-
14
6
Итоговое занятие.
1
1
-
Итого:
37ч.
5ч.
32ч.
Содержание программы обучения.
1. Вводное (организационное) занятие.
2. Основы моделирования и конструирования.
3. Материалы и инструменты. Некоторые элементарные сведения о производстве
бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию
различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с
круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д. р.)
4. Знакомство с технической деятельностью человека.
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической
деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих
операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с
технической деятельностью человека.
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по
шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого
контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.
5. Первые модели. Техника «Оригами»
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с
бумагой.
Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на
страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.
Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного
транспорта. Игры и соревнования.
6. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и
игрушек из плоских деталей.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и
изготовление
отдельных
деталей
по
шаблонам
и
линейке.
Деление
квадрата,
прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление
квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка)
плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений
«в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Выполнение сборки макетов и моделей
7. Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и
соревнования с моделями.
8. Работа с наборами готовых деталей.
- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор
деталей.
Способы и приёмы соединения деталей.
Практическая работа.
Выполнение соединений различных деталей конструктора.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку - схеме.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по
рисунку - схеме.
9. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку - схеме.
- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по
собственному замыслу.
10. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Учебный план
№
Раздел, тема
п/п
Форма
Количество часов
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
доклад, тест
2.
Основы моделирования
1
1
-
доклад, тест
3.
Модели из бумаги
8
1
7
доклад, тест
4.
Различные способы соединения
12
1
11
доклад, тест
деталей
5.
Модели транспортной техники
14
-
14
доклад, тест
7.
Итоговое занятие
1
1
-
доклад, тест
Всего часов
37
5
32
доклад, тест
Система условий реализации программы
Кадровые условия: в школе кружок «Техническое моделирование» ведет педагог
дополнительного образования. Образование – высшее профессионально-педагогическое.
Для непрерывного профессионального развития педагогических работников в школе
имеется план работы с педагогами по повышению квалификации в соответствии с графиком
(планом), утвержденным директором.
Психолого-педагогические
условия
реализации
программы
обеспечивают
:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса на разных
уровнях общего образования; учёт специфики возрастного и психофизического развития
обучающихся;
дифференциацию
и
индивидуализацию
обучения;
мониторинг
возможностей и способностей обучающихся; выявление и поддержку одарённых детей,
детей с особыми образовательными потребностями.
Информационно-методические
условия:
взаимодействию
всех
участников
образовательных отношений служит сайт школы, на котором размещается информация для
педагогов, обучающихся и родителей.
Список использованной литературы:
1. Вогль Р., Зингер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.:
Издательство ЭК СМО-Пресс, 2011.- 144с., илл.
2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг, 2012г.
3. Игрушки из бумаги. Составитель Дельта: Издательство Кристалл Санкт-Петербург,
2015г.
4. Колесник С.И., Азбука мастерства. ОАО «Лицей» 2004
5. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999г.
6. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001г.