Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» Рассмотрено на Педагогическом совете от 30.08.2024, протокол №1 Утверждено приказом директора МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372 Дополнительная общеразвивающая программа Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (техническая направленность) «Техническое моделирование» Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации: 1 год Скорняков А.Н., Кичигина О.В., педагоги дополнительного образования п. Новоуткинск 2024 год ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «МОДЕЛИРОВАНИЕ» Пояснительная записка Программа «Техническое моделирование» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Данная программа представляет собой вариант программы организации урочной деятельности обучающихся начальной школы. Курс рассчитан на 1 год, объем занятий – 37 часов. Актуальность данной программы состоит в том, что моделирование в школе способствует развитию у обучающихся коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Обучающиеся лучше понимают окружающий мир, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по моделированию этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни. Цель программы: - формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами моделирования. - развитие навыков конструирования, моделирования; - развитие пространственного и логического мышления; Задачи программы: 1. обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций; 2. учиться создавать и конструировать механизмы и машины; 3. обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности; 4. развитие коммуникативных способностей обучающихся, умения работать в группе. Обучающие: - обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций; -обучить работе с различными инструментами и приспособлениями ручного труда; - обучить техническому представлению и расширить политехнический кругозор; Развивающие: - развитие конструкторских навыков; - развитие логического мышления; - развитие пространственного воображения. Воспитательные: - воспитание у детей интереса к техническим видам творчества; - развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении; -развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; Отличительные особенности программы. Курс носит технический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки по сборке моделей. Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий. Адресат программы. Возраст обучающихся 7-11 лет. Обучающиеся в этом возрасте прекрасно впитывают информацию. Имеют повышенную заинтересованность к технике и механизмам. С удовольствием принимают участие в командных заданиях, проектах. Объем и срок освоения программы. Срок реализации программы 9 месяцев. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы 34 ч. Особенности организации образовательного процесса Каждое занятие содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой. Обучающиеся могут готовить доклады и сообщения о неизвестных им ранее машин и техники. Режим занятий - 1 час в неделю. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Техническое моделирование» 1. Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2. Познавательные универсальные учебные действия: формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы. 3. Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя; формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными. 4. Личностные универсальные учебные действия: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения Формы аттестации. Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль. В ходе дискуссии по теме: «Техническое моделирование» определяются начальные знания обучающихся; текущий контроль (в течение всего учебного года). С помощью взаимозачета и самоанализа ребята определяют уровень овладения программой и координируют дальнейшие действия по приобретению знаний, умений, навыков; промежуточный контроль (январь). Оцениваются качество сборки и умения объяснять назначение механизмов в ходе реализации практической деятельности; итоговый контроль (май). Создание проектов, позволяющих оценить знания, умения и навыки, приобретенные в ходе обучения по данной программе, и проследить положительную динамику развития каждого обучающегося. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости. Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, классная доска, мел, наборы для моделирования (модели выполненные масштабом 1: 34). Методическое и дидактическое обеспечение: Подборка информационной и справочной литературы в ресурсах интернета. Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники, конструктор ТИКО Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям. Тематический план Содержание программы № Наименование Общ. кол-во час. Теория Практика 1 Вводное занятие. 1 1 - 2 Основы моделирования. 1 1 - 3 Модели из бумаги. 8 1 7 4 Различные способы соединения деталей. 12 1 11 5 Модели транспортной техники. 14 - 14 6 Итоговое занятие. 1 1 - Итого: 37ч. 5ч. 32ч. Содержание программы обучения. 1. Вводное (организационное) занятие. 2. Основы моделирования и конструирования. 3. Материалы и инструменты. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д. р.) 4. Знакомство с технической деятельностью человека. Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта. 5. Первые модели. Техника «Оригами» Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания. Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования. 6. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки. Выполнение сборки макетов и моделей 7. Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями. 8. Работа с наборами готовых деталей. - Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Практическая работа. Выполнение соединений различных деталей конструктора. - Сборка макетов и моделей по образцу. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. - Сборка макетов и моделей по рисунку - схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку - схеме. 9. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку - схеме. - Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. 10. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» Учебный план № Раздел, тема п/п Форма Количество часов контроля Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 1 1 - доклад, тест 2. Основы моделирования 1 1 - доклад, тест 3. Модели из бумаги 8 1 7 доклад, тест 4. Различные способы соединения 12 1 11 доклад, тест деталей 5. Модели транспортной техники 14 - 14 доклад, тест 7. Итоговое занятие 1 1 - доклад, тест Всего часов 37 5 32 доклад, тест Система условий реализации программы Кадровые условия: в школе кружок «Техническое моделирование» ведет педагог дополнительного образования. Образование – высшее профессионально-педагогическое. Для непрерывного профессионального развития педагогических работников в школе имеется план работы с педагогами по повышению квалификации в соответствии с графиком (планом), утвержденным директором. Психолого-педагогические условия реализации программы обеспечивают : преемственность содержания и форм организации образовательного процесса на разных уровнях общего образования; учёт специфики возрастного и психофизического развития обучающихся; дифференциацию и индивидуализацию обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся; выявление и поддержку одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями. Информационно-методические условия: взаимодействию всех участников образовательных отношений служит сайт школы, на котором размещается информация для педагогов, обучающихся и родителей. Список использованной литературы: 1. Вогль Р., Зингер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.: Издательство ЭК СМО-Пресс, 2011.- 144с., илл. 2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2012г. 3. Игрушки из бумаги. Составитель Дельта: Издательство Кристалл Санкт-Петербург, 2015г. 4. Колесник С.И., Азбука мастерства. ОАО «Лицей» 2004 5. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999г. 6. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001г.