Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Рассмотрено на Педагогическом совете
от 30.08.2024, протокол №1
Утверждено приказом директора
МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста»
(социально-гуманитарная направленность)
«Школьный медиацентр»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Смоленцева А.Е.,
педагог дополнительного
образования
Новоуткинск
2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный медиацентр» составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании
Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от
04.06.2014 г. №145- ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от
26.07.2019 г. N 232-ФЗ).
2. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г.
№ 1726-р « Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей».
3. Плана реализации концепции развития дополнительного образования
детей.
4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»
(Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях). Вместе с «СанПиН
2.4.2.2821-10» (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных организациях; Санитарноэпидемиологические правила и нормативы). Зарегистрировано в Минюсте
России 03.03.2011 N 19993.
5. Письма МОиН РФ от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ».
6. Приказа МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» от 9.10 2018 г. № 196.
7. «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» (Москва, 2015 г.).
Программа «Школьный медиацентр» представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на развитие у учащихся медиакультуры и
ключевых информационных и телекоммуникационных компетентностей
современного общества. Учащиеся получат возможность познакомиться и
поработать с различными видами информации, представленными в разных
форматах. Программа предусматривает непрерывность обучения и
возможность привлечения учащихся разных классов и возрастов.
Актуальность данного курса заключается в следующем: 21 век – век
информационных технологий, компьютеризации, внедрения гаджетов во все
сферы деятельности человека. Средства массовой информации стремительно
переходят на цифровые платформы. Это позволяет передать необходимую
информацию большому количеству читателей (слушателей) в значительно
небольшой промежуток времени. Учащиеся-подростки являются основным
каналом получения информации из электронных СМИ. Задача школы – не
только научить подростка вычленять из любого источника информации ту,
которая будет для него полезна и актуальна, но и научить самому создавать то,
что будет полезно ему и окружающим. Специфика информационно –
коммуникационных технологий требует непосредственного участия детей в
создании, обработке и передаче информации. Дети восприимчивы к
нововведениям и обладают более высоким уровнем знаний и умений в
использовании интернет-технологий. Работа в школьном медиацентре
позволит учащимся развить свои навыки в сфере журналистики, попробовать
себя в роли оператора, журналиста, корреспондента, ведущего и сценариста.
Работа над страничкой школы в социальных сетях позволит сконцентрировать
в одном месте полезную, актуальную, необходимую информацию для
учащихся и учителей школы.
Перспективность программы «Школьный медиацентр» заключается,
во-первых, в профориентационной направленности, учащиеся смогут
попробовать себя в сфере журналистики. Во-вторых, каждый ученик,
решивший посещать данный курс, сможет ежегодно совершенствовать свои
навыки, развивать школьную страничку независимо от возраста и класса. Втретьих, в медиацентре предполагается наставничество старших товарищей
для обучения ребят младшего возраста, что также немаловажно для развития
подростка.
Цели:
1.
Создание и развитие единого информационного пространства
школы;
2.
Создание условий для развития творческого потенциала
школьников.
Программа «Школьный медиацентр» ставит перед собой следующие
задачи:
1.
Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из
инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации
обучающихся;
2.
Развивать речевые навыки обучающихся;
3.
Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
4.
Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как
журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр,
видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
5.
Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
6.
Создать живую, активно работающую информационную среду;
7.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и
взаимовыручки;
8.
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,
приходить к компромиссу;
9.
Научить старших участников медиацентра помогать младшим,
обучать их тому, чему уже они научились.
Формы занятий, которые будут использованы для реализации
данного курса:
• Лекционное слово учителя;
• Эвристическая беседа;
• Индивидуальная работа;
• Работа в парах;
• Работа в группах;
• Коллективная работа;
• Работа с различными источниками информации;
• Создание проблемной ситуации;
• Мозговой штурм;
• Написание и редактирование собственных текстов;
• Публичное выступление;
• Создание контента в социальных сетях (картинки, видеоролики,
репортажи и др.).
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Частично-поисковый;
3. Исследовательский;
4. Словесно-наглядный;
5. Практический.
Программа по курсу «Школьный медиацентр» составлена на 34 часа,
рассчитана на 1 год обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
широкие
познавательные
интересы,
инициатива
и
любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность
учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты;
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой
информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды.
2. Регулятивные результаты:
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения
цели при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий
в случае обнаружения ошибки;
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и
визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно
сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей
работы с помощью средств ИКТ;
3. Познавательные результаты:
умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах
и стилях;
умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать
видеоролики;
умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и
сервисы.
4. Коммуникативные результаты:
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение,
координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности.
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и
развития личности ровесников.
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы, схемы, демонстрационные карточки);
2.
Информационно-коммуникативные
средства
(электронные
библиотеки, игровые программы и др.);
3. Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы, аудиозаписи).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие (1 ч). Знакомство с понятиями «СМИ»,
«МЕДИАЦЕНТР», основами ведения странички школы в социальной сети
ВКонтакте. Распределение обязанностей и ролей участников медиацентра.
Источники информации (5 ч). Знакомство с понятием «источник
информации». Анализ источников средств массовой информации.
Знакомство с правовыми документами о соблюдении авторских прав.
Обзор программ для создания контента (3 ч). Обзор бесплатных версий
программ для создания картинок, плакатов, видеороликов и др.
Разработка контент-плана (8 ч). Анализ контент-плана школьных СМИ
с целью выявления плюсов и минусов организации интернет-пространства.
Определение своего вектора работы медиацентра. Разработка постоянных
рубрик для социальных сетей, обоснование необходимости и полезности
каждой из рубрик для учащихся и педагогов школы.
Создание своих источников информации (9 ч). Запись выпусков
новостей. Новостные сюжеты. Критерии отбора новостей. Вёрстка
новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический»
стиль новостей. Репортажи. Цели и особенности. Активное слушание.
Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью.
Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при
съёмке репортажа.
Жанровое разнообразие СМИ (3 ч). Апробация своих навыков в
написании текстов постов различных жанров и различной тематики.
Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной
странички.
Отбор видеоконтента в Интернете (3 ч). Просмотр фильмов и
видеоматериалов для постоянных рубрик. Обсуждение просмотренного на
«круглом столе».
Подведение итогов работы медиацентра за год (2 ч). Анализ просмотров
и охватов странички школы, выявление удачных и неудачных моментов
работы медиацентра в конкретном учебном году. Создание плана работы
медиацентра на следующий учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
Тема
Вводное занятие
Кол-во
часов
(теория)
1
Кол-во
часов
(практика)
Виды деятельности
учащихся на занятии
0
Диалоговая форма
работы, лекционное
слово учителя, работа в
парах.
Источники информации
Конспектирование
Знакомство с понятием
лекции учителя, работа в
2.
1
1
«источник информации».
группах, эвристическая
беседа.
Конспектирование
Анализ источников средств
3.
1
1
лекции учителя, работа в
массовой информации.
группах
Знакомство с правовыми
Диалоговая форма
4. документами о соблюдении
1
0
работы, работа с
авторских прав.
правовыми документами
Обзор программ для создания контента
Работа с гаджетами по
Обзор бесплатных версий
изучению программ,
программ для создания
5.
1
2
помогающих
картинок, плакатов,
организовать работу
видеороликов и др.
школьного медиацентра
Разработка контент-плана
Анализ школьных
Анализ контент-плана
страниц ВКонтакте,
школьных СМИ с целью
обобщение,
6.
выявления плюсов и
1
1
систематизации и
минусов организации
представление
интернет-пространства.
полученных данных
Диалоговая форма
Разработка постоянных
работы, мозговой штурм,
7.
рубрик для школьной
2
4
эвристическая беседа,
страницы.
работа в группе,
индивидуальная работа
Создание своих источников информации
Критерии отбора новостей.
Конспектирование
«Классический»,
лекции учителя,
8.
«домашний»,
1
1
«мозговой штурм»,
«публицистический» стиль
работа в группе
новостей.
Подготовка вопросов для
интервью. Требования к
Конспектирование
9.
вопросу. Взаимодействие
1
1
лекции учителя, работа в
журналиста и оператора
парах
при съёмке репортажа.
Конспектирование
Репортажи. Вёрстка нового
лекции учителя, работа с
10.
1
2
выпуска.
компьютером,
гаджетами
11. Запись выпусков новостей.
1
1
Создание сценариев для
видеороликов, запись и
монтаж репортажей
Жанровое разнообразие СМИ.
12.
13.
14.
15.
Регулярное пополнение
текстов для постоянных
рубрик школьной
странички.
1
2
Отбор видеоконтента в Интернете
Обзор разных типов
видеофайлов, их плюсы и
минусы, возможности
1
0
использования на
школьной страничке
Просмотр фильмов и
видеоматериалов для
постоянных рубрик.
Обсуждение
1
1
просмотренного на
«круглом столе».
Лекционное слово
учителя, апробация
своих навыков в
написании текстов
постов различных
жанров и различной
тематики.
Эвристическая беседа,
«мозговой штурм»,
работа в группе
Самостоятельный
просмотр
видеоматериала,
отобранного заранее,
обсуждение в группе
Подведение итогов работы медиацентра за год
Анализ просмотров и
охватов странички школы,
выявление удачных и
Работа в группе,
неудачных моментов
1
0
индивидуальная работа,
работы медиацентра в
дискуссия
конкретном учебном году.
Создание плана работы
16. медиацентра на следующий
учебный год.
1
0
Дискуссия, работа в
группе