Школьный театр

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Рассмотрено на Педагогическом совете

Утверждено приказом директора

от 30.08.2024, протокол №1

МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

МАОУ «СОШ №26»
(художественная направленность)
«Школьный театр»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор:
Смоленцева А.Е.,
педагог дополнительного
образования

п.Новоуткинск
2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 года № 304 «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся (вступил в силу 01.09.2020 года)
определена система организации воспитательной работы в сфере
образования, скорректирован понятийный аппарат, указанный в статье 2
Федерального закона от29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
Так же закреплена норма, согласно которой воспитание обучающихся
при освоении ими основных общеобразовательных программ в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, реализуется на основе
включенных в такие образовательные программы рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых
и утвержденных с учетом включенных в примерные образовательные
программы примерных рабочих программ воспитания и примерных
календарных планов воспитательной работы. Развитие личности - цель
педагогической деятельности.
Программа составлена на основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова
(Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна).
М.: Баласс, 2008);
- образовательной программы «Основы театрального искусства»
Похмельных А.А.
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный
театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия
театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства);
- авторской программы внеурочной деятельности «Театр» Григорьева Д.В.,
Куприянова Б.В. (Программа внеурочной деятельности в 1-4классах.
Художественное творчество. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. -М.:
Просвещение, 2017).
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемологические требования к условиям организации
обучения в образовательных организациях», с изменениями, внесёнными
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ о 24
ноября 2015г. №81.
2

Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный театр» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Программа «Школьный театр» разработана в связи с необходимостью
учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и
психологических особенностей детей. Деятельность может способствовать в
первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника,
так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких
синтетических видов является театр.
Отличительные особенности программы
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки
постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть
непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии
игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально
положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в начальной
школе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Проиграв этюд-эксперимент, учащиеся могут практически побывать в
любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте
предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
Театральное искусство (театрализация) способствует внешней и
внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в
коллективную
работу,
вырабатывает
чувство
товарищества,
целеустремлённость, волю, терпение и другие качества, которые необходимы
для успешного взаимодействия с социальной средой; пробуждает интерес к
литературе, дети начинают читать более осмысленно и с удовольствием;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности
ребёнка, он начинает свободно фантазировать, словом всё то, что связано с
игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой
атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка
внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях,
где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте.

3

Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности,
самостоятельности каждого ребёнка.
Целесообразность
обусловлена
возрастными
особенностями:
разносторонними
интересами,
любознательностью,
увлеченностью,
инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий
потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно эстетические чувства.
Новизна программы
Программа является деятельностным подходом к воспитанию и развитию
ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника,
исполнителя, режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам.
(уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений,
раскрепощение личности.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предназначена для детей в возрасте 7-11 лет, разного пола, с любой степенью
предварительной подготовки и разным физическим здоровьем.
Цель программы:
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся через
искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность,
практические занятия по сценическому мастерству.
Задачи программы:
Образовательные
1.Знакомство детей с различными видами театра.
2.Поэтапное
освоение
детьми
различных
видов
творчества.
3.Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и
воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в
заданных условиях.
4.Развитие художественного и ассоциативного мышления младших
школьников;
5.Через театр прививать интерес к мировой художественной культуре и дать
первичные сведения о ней;
6.Формирование нравственных качеств, гуманистической личностной
позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
4

Развивающие:
1. Прививать любовь к сценическому искусству.
2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами
театрального искусства.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного
образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление,
воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие
детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со
сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со
своими действиями.
2.Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию,
работать над интонационной выразительностью речи.
3.Учить действовать на сценической площадке естественно.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет, в объеме - 34часа. Срок
реализации – 1 год.
Программа предусматривает тематические пересечения с такими
дисциплинами как литературное чтение (изготовление декораций для
постановок сказок), математика (расчет необходимых размеров, построение
геометрических фигур), окружающий мир (создание образов животного и
растительного мира). Углубляются знания детей в области истории
возникновения ремесел, материалов и инструментов, в области экономики
(работа в группах с распределением обязанностей, реклама изделий
собственного производства).
Формы обучения
Форма обучения - очная
Особенности организации образовательного процесса
Группы формируются из числа учащихся образовательной организации.
Состав группы – 10-15 человек. Набор детей в объединение — свободный, по
заявлению родителей для 1 классов, обучающихся для 2-4 классов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность занятий – 40 минут. Недельная нагрузка на группу: 1 час
- 1 раз в неделю.
Основные формы и методы
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
5

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое
внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию,
воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком
произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских текстах и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, стихотворением.
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
Программа предусматривает использование следующих форм
проведения занятий:
 игра
 беседа
 иллюстрирование
 изучение основ сценического мастерства
6

 мастерская образа
 мастерская костюма, декораций
 инсценирование прочитанного произведения
 постановка спектакля
 посещение спектакля
 работа в малых группах
 актёрский тренинг
 экскурсия
 выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента
игры. Подлинная заинтересованность ученика – обязательное условие успеха
выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы,
непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети
напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение
гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля
предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и
иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с
особенностями реалистического театрального искусства, его видами и
жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это
направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию
у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к
действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества
у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в
дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть
успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Планируемые результаты:
Программа
«Школьный
театр»
обеспечивает
достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
7

Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития культуры и общественной практики;
- познавательная активность в области творческой деятельности;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- индивидуально-личностные позиции.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
обучению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
-адекватной позитивной самооценки.
Метапредметные
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
-планировать пути достижения целей;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- организовывать и планировать сотрудничество с педагогом и
сверстниками;
основам коммуникативной рефлексии;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно ставить новые цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
Предметные
Обучающийся научится:

8

-понимать роль искусства в создании материальной среды обитании
человека;
-формирование у обучающихся художественного вкуса и эстетического
отношения к действительности;
-овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской
культуры; получить опыт выступать в роли режиссёра, актёра; научиться
выражать свои впечатления в форме рисунка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговая аттестация, которая проводится с целью выявления уровня
освоения обучающимися программы их соответствия прогнозируемым
результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Форма проведения итоговой аттестации:
 Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических
линейках, участие в классных часах, постановка и инсценирование сказок и
сценок из жизни школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Темы разделов программы повторяются в каждом классе, но при
различном количестве часов, отведенных на изучение раздела. Изучение тем
происходит на различном уровне сложности, с разным объемом информации,
подбором творческих заданий. С каждым годом во внеурочной деятельности
наблюдается углубление познания. Большая роль в курсе «Театр» отводится
регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся. Тренинг широко использует
элемент игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы,
непосредственность, смелость.
Формы работы:
- групповые и индивидуальные для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами организации внеурочной деятельности
являются: театральные игры, творческие мастерские, мастер-класс,
конкурсы, викторины, беседы, классный час, экскурсии в театр и музей,
спектакли, праздники.
Средства:
- иллюстрации и литература;
- аудио и видеозаписи (использование технических средств).
Зачет результатов освоения обучающими курса
внеурочной деятельности «Театр»
-постановки театральных пьесок, пьес, спектаклей;
9

-создание классного мини-театра;
-участие в конкурсах чтецов, в конкурсах инсценирования военной
песни;
-изготовление декораций к постановкам;
-выступления на классных утренниках, школьных, городских
мероприятиях, в детских садах;
-анкетирование родителей, учащихся;
-создание портфолио личных достижений учащихся.
Материал представлен в программе следующими содержательными
линиями:
1-4 классы
Вводные занятия
Знакомство с коллективом проходит в игре «Круговорот». Знакомство
ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с
инструкциями по охране труда. В конце занятия – игра - экспромт:
инсценировка русских народных сказок. Беседа о театре. Значение театра, его
отличие от других видов искусств.
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, равномерное размещение на площадке,
построение диалога с партнером на заданную тему; развитие способности
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать
слова героев спектаклей; развитие зрительного, слухового внимания, памяти,
наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения, интереса к
сценическому искусству; упражнение в четком произношении слов,
отработка дикции; воспитание нравственно-эстетических качеств.
Культура и техника речи
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции,
разнообразной интонации, логики речи; творческой фантазии; сочинение
небольших рассказов и сказок, подбор простейшей рифмы; произношение
скороговорок и стихов; тренировка четкого произношения согласных в конце
слова; пополнение словарного запаса.
Ритмопластика
Ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения,
обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей,
свободы и выразительности телодвижений. Упражнения «Зеркало»,
«Зонтик», «Пальма». Развитие умения произвольно реагировать на команду
или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развитие координации
движений; запоминание заданной позы; развитие способности искренне
верить в любую воображаемую ситуацию; создание образов животных с
помощью выразительных пластических движений.
Основы театральной культуры
10

Знакомство
с
элементарными
понятиями,
профессиональной
терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства;
виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя); воспитание культуры поведения в театре.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)
Работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Сочинение
этюдов по сказкам, басням; развитие навыков действий с воображаемыми
предметами; нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях
и выделение их голосом; развитие умения пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно,
сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе,
таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса, образного строя речи.
Показ спектакля.
Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно - тематическое планирование
№
п/п

1.
2.

Форма
организации
курса
1. Вводные занятия 2ч.
Знакомство. Чем будем заниматься на
Беседа
кружке.
Путешествие по театру. Знакомство
Экскурсия
Тема курса «Театр»

Дата проведения
план

факт

11

детей с особенностями театра как вида
искусства
2. Театральная игра 4ч.
3.
Действительность и образ
Викторина
4.
Мир народных образов
Праздник
«Посвящение в
первоклассники»
5.
Фантазия и образ
Творческая
мастерская
6.
Ассоциации
Викторина
3. Культура и техника речи 3ч.
7.
Художественная мастерская
Праздник
«Золотая осень»
8.
Слово – звук - пятно
Сочинение
9.
Линия – мелодия - движение
Мастер-класс
4. Ритмопластика 4ч.
10.
Ритм в жизни и в искусстве
Театральная
игра
11.
Пауза
Театральная
игра
12.
Настроение человека в искусстве
Праздник «День
матери»
13.
Слово – лад - колорит
Творческая
мастерская
5. Основы театральной культуры 5ч.
14.
Настроение природы в искусстве
Конкурс афиш
15.
Разыграй настроение
Театральная
игра
16,17, Играем сказку
Новогодний
18
праздник
Театр
6. Работа над спектаклем, показ спектакля 13ч.
19.
Зал хороших манер. Встреча.
Сочинение
этюдов
20.
Прощание
Классный час
«Традиции и
обычаи На Руси»
21.
Беседа
Мастер-класс
22.
Общение
Презентация
«Уроки
мужества»
23.
Идём в гости
Спектакль
24.
Развлечения
Праздник
«Прощание с
азбукой»
25.
Зал вздохов. Короткое и длинное
Театральная
игра
26.
Дыхание и звук. Объёмы
Концерт
27.
Дыхание и жест. Прерывность
Театральная
12

28.

Поющая тишина

29.

Театральная импровизация

30.

Правда и фантазия

31.

32.
33.

игра
Неделя музыки
Праздник

Классный час
«Это интересно»
Мудрость добра. Иносказание
Праздник
«День Земли»
7. Заключительные занятия 2ч.
Театральная импровизация
Конкурс чтецов
Итоговое занятие
Праздник

Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1. Безымянная. О., Школьный театр, М.: Просвещение, 2017
2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., Просвещение, 2016
3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф.
Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2016
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017.
5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
Художественное творчество. -М.: Просвещение, 2017
6. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2016
7. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2016
8. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей
детских театральных коллективов–М.: ВЛАДОС, 2017
9. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и
младших школьников. – М. Просвещение,, 2017.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».