Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Рассмотрено на Педагогическом совете
от 30.08.2024, протокол № 1
Утверждено приказом директора
МАОУ «СОШ № 26» от 30.08.2024 № 372
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста»
(естественнонаучная направленность)
«Удивительная химия»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Булычева Г.В.,
учитель химии,
педагог дополнительного
образования
п. Новоуткинск.
2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая программа «Удивительная химия» (далее
Программа) разработана на основе нормативных документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Концепции
развития дополнительного
образования
детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года)
6. Устава МАОУ «СОШ №26»
Направленность программы естественнонаучная
Программа «Удивительная химия» предназначена для проведения занятий, не входящих
в рамки основной образовательной деятельности.
Программа позволяет восполнить пробелы базового школьного курса химии, связанные
с недостатком времени на решение практических и проектных задач, повысить мотивацию к
изучению предмета.
В процессе занятий учащиеся совершенствуют практические умения, способность
ориентироваться в мире химических веществ и материалов, осознают практическую ценность
химических знаний, их общекультурное значение в соответствии с уровнем их подготовки.
Актуальность программы определяется необходимостью формирования устойчивого
познавательного интереса подростков старшего школьного возраста к достижениям химии и их
применением в повседневной жизни, бережного отношения к здоровью человека и окружающей
природной среде.
Отличительные особенности программы:
дополнительная общеразвивающая программа «Удивительная химия» является практикоориентированной. Значительная роль в программе отводится химическому эксперименту,
применяемому для усвоения обучающимися новых знаний, постановке перед ними
познавательных проблем, проектированию учебно-исследовательской деятельности с учетом
интересов участников, их потребностей и возможностей через применение групповых и
личностно-ориентированных технологий.
Адресат программы:
участниками Программы являются обучающиеся 8-9 классов, заинтересованные в
углублении химических знаний.
Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен и х интересами.
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 36 часов по 1 часу в неделю. Срок реализации программы 1
год.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы организации занятий: беседы, лабораторные работы, проектная деятельность,
викторины, самостоятельная работа обучающихся по выбранным темам, индивидуальные и
групповые консультации. Данные формы помогают активизировать обучение, придавая ему
творческий, исследовательский характер.
Для получения навыков по практическому применению полученных знаний,
Программой предусматривается проведение лабораторных работ, которые проводятся в
кабинете химии. Кабинет химии – зона повышенного риска, поэтому на всех занятиях
уделяется пристальное внимание вопросам безопасности труда, правилам обращения с
химическим оборудованием и реактивами, демонстрируются безопасные приемы работы.
Выполнение лабораторных и практических работ дает возможность обучающимся
самостоятельно определять проблему, выдвигать гипотезы, анализировать ситуацию, делать
выводы, что ведет к более глубокому усвоению химических понятий и процессов.
Основные методы организации образовательного процесса: химический
эксперимент, наблюдение, чтение химической научно-популярной литературы, поиск и анализ
информации в интернет-источниках, сбор и обработка результатов исследований, подготовка и
представление презентаций и проектов.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса к миру веществ
и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков
обращения с веществами в лаборатории и в быту.
Задачи программы
Обучающие:
расширять представления учащихся о свойствах химических веществ, о применении
химических знаний в окружающем мире;
− развивать познавательную активность, самостоятельность, настойчивость в достижении
цели;
− совершенствовать навыки безопасного и грамотного обращения с веществами,
практические умения планирования и выполнения химического эксперимента, работы с
научной литературой, свободного общения, диалога во время предметного обсуждения и
защиты своей работы во время публичных выступлений.
− способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое мышление и сообразительность;
развивать интерес к науке;
развивать химическое мышления и пространственное воображение;
развивать творческие способности, коммуникативные навыки учащихся при обучении
химии.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся устойчивый интерес к изучению химии;
формировать ценностное отношение к собственному здоровью
Содержание программы
Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
Тема
Введение
Раздел 1. «Химическая лаборатория»
Раздел 2. «Прикладная химия»
Раздел 3. «Занимательная химия»
Итоговое занятие
Итого часов
Количество
часов
1
9
20
4
2
36
Теория
Практика
0,5
4
5,5
1
0,5
5
14,5
3
2
25
11
Планируемые результаты освоения обучающимися
дополнительной общеразвивающей программы «Удивительная химия»
• Личностные результаты:
− применение полученных знаний, навыков работы с различными видами источников
информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями;
− умение работать индивидуально, в парах, группах;
− умения обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники
безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
− использование метода наблюдения при выполнении различных видов практических
заданий;
− готовить водные растворы;
− распознавать кислоты и щелочи с помощью индикаторов;
− использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни, оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента.
• Метапредметные результаты:
− освоенные
обучающимися
ключевые
компетенции
(ценностно-смысловая,
коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования), применяемые
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях;
− понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с жизнедеятельностью человека;
− владение основами методики проектной деятельности. Прочность усвоения навыков
проектной деятельности проверяется в ходе применения их на практике: самостоятельная
подготовка выступления, викторины, тестированием в начале и конце учебного года.
− участие в НПК, конкурсах различных уровней.
• Предметные результаты:
− знание свойств веществ, наиболее часто используемых человеком в различных областях
(быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), отличительных
признаков веществ и физических тел, физических и химических явлений; устройства
простейших химических приборов,
− умения нагревать вещества, проводить фильтрование и выпаривание, выбирать способы
разделения смесей на основании знаний о различии свойств веществ.
− применение правил безопасной работы в химической лаборатории, операций химического
эксперимента,
− прогнозирование экологических последствий применения и утилизации искусственных и
синтетических материалов.