Индивидуальный проект (10 класс)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Рассмотрено на Педагогическом совете

Утверждено приказом директора

от 31.08.2020, протокол №1

МАОУ «СОШ №26» от 31.08.2020 №427

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
10 класс

Первоуральск, 2020

Пояснительная записка
1.1. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии
- с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и
служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»);
Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010
год);
- письмом департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного
общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
- приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Цель:
 формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности
для
достижения
практико-ориентированных
результатов
образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социально-значимой проблемы
Задачи:

сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;

выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;

продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской
деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;

развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов;

мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской
деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя, руководителя дополнительного образования в течение учебного
времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного
учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя, руководителя
дополнительного образования сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют
личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего
проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту

конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования
проектного и исследовательского продукта.
Возможными направлениями
проектной
и
учебно-исследовательской
деятельности являются:
 исследовательское;
 инженерное;
 прикладное;
 бизнес-проектирование;
 информационное;
 социальное;
 игровое;
 творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
 социальное;
 бизнес-проектирование;
 исследовательское;
 инженерное;
 информационное.
Результаты
проектной
и
учебно-исследовательской
деятельности
обучающихся
Среди
возможных
форм
представления результатов
проектной
деятельности можно выделить следующие:
 макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
 постеры, презентации;
 альбомы, буклеты, брошюры, книги;
 реконструкции событий;
 эссе, рассказы, стихи, рисунки;
 результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
 документальные фильмы, мультфильмы;
 выставки, игры, тематические вечера, концерты;
 сценарии мероприятий;
 веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)
Планируемые личностные результаты включают:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
-систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и
строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме.
Планируемые метапредметные результаты включают:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:


самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;









оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:











искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:







осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;



распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты
Выпускник получит представления:









о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского
права и др.);
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры и др.);

Выпускник научится:


















формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования,
определять предмет, объект, объектную область исследования вид, тип проекта,
формулировать проблему исследования и искать новые пути решения
исследовательской проблемы;
грамотно планировать собственную исследовательскую деятельность;
оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники информации, материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации
проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с
целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
умело обрабатывать и компилировать информацию из разных источников;
использовать разнообразные методы исследования в проектной деятельности;
осуществлять экспериментальную работу, сопоставлять результаты эксперимента,
делать выводы и заключения;
в соответствии с требованиями нормативных документов оформлять проектную
работу;
умело презентовать свою проектную работу, грамотно вести научную дискуссию;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации
проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.

Содержание учебного предмета, курса.
Содержание программы «Индивидуальный проект» в 10 классе имеет
практическую направленность и продуктом реализации программы является
самостоятельно созданная исследовательская или творческая работа школьника. В связи с
этим программой предусмотрены разнообразные виды занятий, призванные как
сформировать
теоретические
знания
в
области
проектирования,
так
и
оказать индивидуальную помощь в виде тьюторского сопровождения, контроля и
корректировки работы над проектом. Программой предусмотрены следующие виды
занятий.
Теоретические занятия предполагают освоение школьниками теоретического материала
из области проектирования. Формами контроля результатов подобного освоения могут
стать фронтальный и индивидуальный опросы, небольшие тестовые задания, а также
задания творческой направленности.
Практические занятия призваны проверить умения и уровень сформированности УУД в
области проектирования. Содержание практических заданий может быть связано с темой
индивидуального проекта обучающегося, так и не связано с ним. В результате
выполнения практических работ, предусмотренных программой, школьник создает
оцениваемый продукт (паспорт проекта, информационная папка проекта, планирование
исследовательской работы, научный отчет об эксперименте, рецензия и.т.п.)
Индивидуальные
практические
консультирования направлены
на
оказание
непосредственной помощи, контроля и корректировки работы над исследовательской
работой на разных этапах ее создания.
виде:

Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в

рефератов;
статей, обзоров;
отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках
исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по
различным предметным областям;

моделей, образцов;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:

конференций,

семинаров

круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность
школьника:
 Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную
оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную
среду и т. п.)
 Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности
как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)

Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной
оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)




Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во
время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности
учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

Координирует работу обучающихся.
Роль ученика

Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.

Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели.

Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной
проблеме (теме).

Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.

Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.

Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп,
консультации учителя.
Формы организации занятий:
 Индивидуальная;
 Парная;
 Групповая;
 Коллективная;
 Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по
результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть
представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
 защита темы проекта/исследования (идеи);
 защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
 Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
 Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
 Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее
арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).
Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному
предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 26
ГО.Первоуральск. на выполнение индивидуального проекта обучающимися 10 класса
отводится 2 часа


I. Введение (1 час)

Особенности организации работы в рамках учебной дисциплины «Индивидуальный
проект». Виды деятельности на занятиях.
(теоретическое занятие 1 час)
II. Основные понятия проектирования и организация проектной деятельности (7
часов)
Понятие учебный проект, виды проектных исследовательских работ, критерии выбора
объектной области проекта, типы и виды проектов, проблема исследования, формы
продуктов проектной деятельности, особенности организации исследовательской
деятельности в школе, ознакомление с Положением об индивидуальном проекте.

Теоретических занятий
Практических занятий
Индивидуальных практических консультаций

4 часа
3 часа
0

III. Целеполагание и планирование исследовательской деятельности (12 часов)
Особенности формулирования цели, задач, гипотезы учебного проекта, объектная область,
объект, предмет исследования. Этапы проектирования, особенности составления плана
работы над проектом. Паспорт проекта
Теоретических занятий
Практических занятий
Индивидуальных практических консультаций

6 часов
1 час
5 часов

IV. Методология работы над проектом (19 часов)
Теоретические, эмпирические,статистические методы исследования, виды и источники
информации, обработка информации, создание информационной папки проекта.
Разновидности экспериментальной деятельности. Этапы создания экспериментальной
части проекта. Соблюдение авторских прав и правила законного заимствования
информации.
Теоретических занятий
Практических занятий
Индивидуальных практических консультаций

5 часов
5 часов
9 часов

V. Оформление проектной работы (18 часов)
Правила оформления письменной части работы. Структура проектной работы, правила и
способы оформления всех ее частей. Требования ГОСТ к оформлению списка литературы,
ссылок, рисунков, таблиц, формул. Тезисы работы. Правила оформления презентации
проектной работы. Создание и оформление буклета. Правила создания рецензии на проект.
Теоретических занятий
Практических занятий
Индивидуальных практических консультаций

6 часов
10 часов
2 часа

VI. Представление результатов работы над индивидуальным проектом (9 часов)
Правила успешной защиты, стили изложения информации, способы ведения дискуссии.
Критерии и система оценки проекта. Предварительная защита проекта.
Теоретических занятий
Практических занятий

1 час
4 часа

Индивидуальных практических консультаций

4 часа

VII. Рефлексия исследовательской деятельности (2 часа)
Анализ проектных работ. Самоанализ и оценка исследовательской деятельности,
сравнительный анализ проектных работ в 9 и 10 классах.
Теоретических занятий
Практических занятий
Индивидуальных практических консультаций

1 час
1 час
0

Используемая литература и источники информации
Лазарев, В.С.Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся./
В.С.Лазарев.- Сургут, РИО СурГПУ,2014
Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое
пособие / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2014. - 217 c.
Сергеев, Игорь Станиславович Как организовать проектную деятельность учащихся.
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / Сергеев Игорь
Станиславович. - М.: АРКТИ, 2014. - 738 c

https://infourok.ru/rabochaya-programma-kursa-itogoviy-individualniy-proekt-klass3342256.html
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/04/19/individualnyy-proekt

Тематическое планирование по предмету
«Индивидуальный проект» 10 класс
Наименование
раздела,
темы
Организация работы
учебного курса.

Результаты образования
личностные

метапредметные

Предметные

Действие

П.: выполнение
анализа, синтеза,
комплексного
сравнения;

Знать особенности
практических и
индивидуальных
работ в рамках
учебного курса
«Индивидуальный
проект»

смыслообразован
ия, т. е.
установление
учащимися связи
между целью
учебной
деятельности и ее
мотивом.

постановка и
формулирование
проблемы;
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
рефлексия способов и
условий действия.
Р.: постановка общих и
частных целей
самообразовательной
деятельности;
прогнозирование –
предвосхищение
результата и уровня
усвоения, его
временных
характеристик;
К.: планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
умение с достаточно
полнотой и точностью
выражать свои мысли

Уметь планировать
свою
деятельность в
соответствии с
правилами
организации курса.

Определение понятия
проект, его понятийно
содержательные
элементы.
Виды проектных
исследовательских
работ.
Практическая работа

Критерии выбора
предметной области
проектирования.

Готовность и
способность к
образованию, в
том числе
самообразованию,
сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной
и общественной
деятельности;

Формировани
е осознанного
выбора будущей
профессии как
путь и способ
реализации
собственных
жизненных
планов

П.: самостоятельное в
ыделение и
формулирование
познавательной цели;
самостоятельно
выполнять анализ и
синтез объекта;

Знать понятие
проекта,
особенности
проектной работы и
отличие ее от
реферативных
работ.

Р.: умение оценивать
правильность
выполнение учебной
задачи, собственные
возможности её
решения.

Знать особенности
и классификацию
разных видов
исследовательских
работ.

К.: управление
поведением партнера –
контроль, коррекция,
оценка действий
партнера,
постановка вопроса.
П: выбирать путь
достижения цели,
планировать решение
поставленных задач,
оптимизируя
материальные и
нематериальные
затраты;
Р: .: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.

Из истории метода
проектов
Виды проектов и их

Действие
смыслообразован
ия, т. е.
установление

Уметь
Различать
различные виды
проектных
исследовательских
работ
Знать критерии
выбора предметной
области
проектирования.
Уметь оценивать
собственные
склонности и
интересы и в
соответствии с
ними выбирать
направление
исследования.

К: развернуто,
логично
и
точно
излагать свою точку
зрения
с
использованием
адекватных (устных и
письменных)
языковых средств.
П.: определение и
Знать историю
решение проблемы;
появления
анализ; сравнение;
проектной
деятельности в
России и за
установление

особенности.
Практическая работа.

учащимися связи
между целью
учебной
деятельности и ее
мотивом.

причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство;

рубежом.

осуществлять
рефлексию, контроль и
оценку процесса и
результатов
деятельности,

Уметь тезисно
изложить историю
проектной
деятельности.
Уметь по данной
структуре
определить вид
проекта.

Р.: целеполагание
(постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимся, и того, что
еще неизвестно);
корректировать
деятельность: вносить
изменения в процесс с
учетом возникших
трудностей и ошибок;
намечать способы их
устранения.
К.: планирование
учебного
сотрудничества;
лидерство и
согласование действий
с партнером
П.: самостоятельное в
Что такое проблема.
ыделение и
Актуальность
формулирование
проблемы.
Мировоззрение,
соответствующее познавательной цели;
самостоятельное набл
современному
юдение; анализ
уровню развития
науки, значимости объектов;
науки, готовность
к научнодоказательство
техническому
(установление
творчеству,
причинновладение
следственных
достоверной
связей, построение
информацией о
логической цепи
передовых
рассуждений,
достижениях и
доказательство);
открытиях
мировой и
осуществлять

Знать основные
виды проектов.
.

Знать определение
проблемы,
определять
желаемую и
реальную
ситуацию.
Уметь формулиров
ать проблемную
ситуацию ,искать
способы решения
проблемы.
Использовать
метод мозгового
штурма, метод
Исикавы.

отечественной
науки

рефлексию, контроль и
оценку процесса и
результатов
деятельности.
Р.: умение
рационально строить
самостоятельную
исследовательскую дея
тельность.

Типовая
классификация
проектов. Особенност
и формулировки тем
ы проекта
Практическая работа

Формы

продуктов

Положительное
отношение к
учению, к
познавательной
деятельности,
желание
приобретать
новые знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся,
участвовать в
творческом,
созидательном
процессе

Принятие и

К.: умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
П.: осуществлять
структурированное
наблюдение,
умение адекватно,
осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание в
устной речи;
осуществлять анализ,
синтез, информации.

Р.: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.
К.: умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации;
формировать
собственную позицию.
П.: осуществлять

Знать типовую
классификацию
проектов
Знать особенности
практикоориентированных
проектов
Уметь находить
актуальную
проблему.
Составлять
структурный план
практикоориентированного
проекта.

Знать о

проектной
деятельности.

освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения

структурированное
наблюдение;
качественное описание
объекта;
анализ и синтез
объекта;
доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).

разнообразии
форм продуктов
проектной
деятельности.
Уметь анализиров
ать направленность
своего проекта и
выбирать
адекватные формы
продуктов
конкретного
исследования.

Р.: анализировать
эмоциональные
состояния, полученные
от успешной
(неуспешной)
деятельности,
оценивать их влияние
на настроение человека.

Нормативно-правовая
база учебного курса
«Индивидуальный
проект». Положение
об индивидуальном
проекте в
образовательной
организации.

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;

К.: постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации.
П: самостоятельное вы
деление и
формулирование
познавательной цели;
самостоятельное набл
юдение; анализ
объектов;
доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство)
Р: умение
рационально строить

Знать особенности
нормативных
документов,
регламентирующих
подготовку и
защиту проекта.
Уметь ориентирова
ться в работе над
проектом
на требования
документов и
нормативных актов

самостоятельную
исследовательскую дея
тельность
К: развернуто,
логично
и
точно
излагать свою точку
зрения
с
использованием
адекватных (устных и
письменных)
языковых средств;
Циклограмма работы
Развитие
П: выбирать путь
над проектом.
компетенций
достижения цели,
сотрудничества
планировать решение
со сверстниками, поставленных задач,
взрослыми в
оптимизируя
образовательной, материальные и
общественно
нематериальные
полезной,
затраты;
учебноисследовательск Р: .: удерживать цель
ой, проектной и
деятельности до
других видах
получения ее
деятельности.
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.

Знать основные
этапы работы над
проектом.
Уметь планировать
свою деятельность
в соответствии с
этими этапами

К: развернуто,
логично
и
точно
излагать свою точку
зрения
с
использованием
адекватных (устных и
письменных)
языковых средств;
От проблемы к
гипотезе. Виды
гипотез

Положительное
отношение к
учению, к
познавательной
деятельности,
желание
приобретать
новые знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся,
участвовать в

П: самостоятельное вы
деление и
формулирование
познавательной цели;
самостоятельное набл
юдение; анализ
объектов;
доказательство
(установление
причинноследственных

Знать правила
формулирования и
виды гипотез.
Уметь грамотно
сформулировать
гипотезу своего
проекта

творческом,
созидательном
процессе

связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство)
Р: умение
рационально строить
самостоятельную
исследовательскую дея
тельность

Структура
и специфика
проектной и учебноисследовательской
деятельности.
Проблема, объектная
область, объект
исследования предмет
исследования.

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения

Практическое
занятие. Составляем
паспорт проекта.
Тема, объектная
область, объект,
предмет исследования

Положительное
отношение к
учению, к
познавательной
деятельности,
желание
приобретать
новые знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся,
участвовать в

К: постановка вопросов
– инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации.
П: выбирать путь
достижения цели,
Знать
планировать решение
поставленных задач.
основные понятия :
объектная область,
Р: удерживать цель
объект, предмет
деятельности до
исследования
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых Уметь планировать
свою деятельность
дополнений и
в соответствии
корректив в план, и
с основными
способ действия.
этапами
и определять
К: развернуто,
логично
и
точно объектную область,
излагать свою точку объект и предмет
зрения
с исследования
использованием
адекватных (устных и
письменных)
языковых средств;
П: самостоятельное вы
деление и
формулирование
познавательной цели;
самостоятельное набл
юдение; анализ
объектов;
доказательство
(установление
причинноследственных

Уметь составлять
паспорт проекта по
представленному
плану.

творческом,
созидательном
процессе

связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство)
Р: целеполагание
(постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимся, и того, что
еще неизвестно);
корректировать
деятельность: вносить
изменения в процесс с
учетом возникших
трудностей и ошибок;
намечать способы их
устранения.

Индивидуальные
практические
консультации по
формулированию тем
ы, объектной области,
предмету
исследования

Положительное
отношение к
учению, к
познавательной
деятельности,
желание
приобретать
новые знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся,
участвовать в
творческом,
созидательном
процессе

К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
П: осуществлять
структурированное
наблюдение;
качественное описание
объекта;
анализ и синтез
объекта;
доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).
Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и

Уметь формулиров
ать тему,
правильно
определять
объектную область,
объект и предмет
проекта

корректив в план, и
способ действия.
К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
Цель, задачи, гипотеза Мировоззрение,
П: выходить
за
соответствующее рамки
исследования.
учебного
современному
предмета
и
уровню развития
осуществлять
науки, значимости целенаправленный
науки, готовность поиск возможностей
к научнодля
широкого
техническому
переноса средств и
творчеству,
способов действия;
владение
достоверной
Р: самостоятельно
информацией о
определять цели,
передовых
задавать параметры и
достижениях и
критерии, по которым
открытиях
можно определить,
мировой и
что цель достигнута;
отечественной
науки
К: координировать

Знать правила
формулирования
цели и задач,
гипотезы исследов
ательского проекта
.
Уметь формулиров
ать цель и задачи,
гипотезы исследов
ательского проекта
.

и выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;

Индивидуальные
практические
консультации по
формулированию цел
ей, задач гипотез
исследований.

Развитие
компетенций
сотрудничества
со сверстниками,
взрослыми в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательск
ой, проектной и
других видах
деятельности.

П: искать и
находить обобщенные
способы решения
задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на его
основе новые
(учебные и
познавательные)
задачи;
Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для

Уметь в рамках
индивидуальных
практических
консультаций
формулировать
цели, задачи,
гипотезу проекта.

достижения
поставленной цели;
К: координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
Правила составления
плана работы над
проектом.

Формировани
е осознанного
выбора будущей
профессии как
путь и способ
реализации
собственных
жизненных
планов

П: выходить за рамки
учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск возможностей
для
широкого
переноса средств и
способов действия;

Знать правила
составления плана
работы над
проектом.
Уметь составлять
план с учетом
правил и
требований.

Р: умение
рационально строить
самостоятельную
исследовательскую дея
тельность

Индивидуальные
практические
консультации по
составлению плана
проекта.

К: постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
Развитие
П: критически
компетенций
оценивать и
сотрудничества
интерпретировать
со сверстниками, информацию с разных
взрослыми в
позиций, распознават
образовательной, ь и фиксировать
общественно
противоречия в
полезной,
информационных
учебноисточниках;
исследовательск
ой, проектной и
Р: организовывать
других видах
эффективный поиск
деятельности.
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
К: развернуто,
логично и точно
излагать свою точку

Уметь в рамках
индивидуальных
консультаций
составлять план с
учетом правил и
требований,
самостоятельно
оценивать и
вносить
коррективы в
работу.

зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных)
языковых средств;
Исследовательские
методы и методики.
Методы
теоретического
и
эмпирического
исследования.

Практическое
занятие. Применение
методов
исследования.

Мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню развития
науки, значимости
науки, готовность
к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о
передовых
достижениях и
открытиях
мировой и
отечественной
науки

П: искать и находить
обобщенные способы
решения задач, в том
числе, осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на его
основе новые
(учебные и
познавательные)
задачи;
Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;

К: координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
Развитие
П: критически
компетенций
оценивать и
сотрудничества
интерпретировать
со сверстниками, информацию с разных
взрослыми в
позиций, распознават
образовательной, ь и фиксировать
общественно
противоречия в
полезной,
информационных
учебноисточниках;
исследовательск
ой, проектной и
Р: организовывать
других видах
эффективный поиск
деятельности.
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
К: развернуто,
логично и точно
излагать свою точку

Знать основные
методы
исследования и их
классификацию.
Уметь
классифицировать
и отбирать методы
исследования
применительно к
своей работе.

Уметь находить
различные
источники
материальных и
нематериальных
ресурсов,
предоставляющих
средства для
проведения
исследований и
реализации
проектов в
различных
областях
деятельности
человека;

Статистические
методы исследования

Мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню развития
науки, значимости
науки, готовность
к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о
передовых
достижениях и
открытиях
мировой и
отечественной
науки

зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных)
языковых средств;
П: осуществлять
анализ и синтез
объекта;
доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).

Знать о
разнообразном
спектре
статистических
методов
исследования.
Уметь применять
методы
статистических
исследований в
собственной
проектной работе.

Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.

К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
Практическое
Развитие
П: критически
занятие.
Правила компетенций
оценивать и
проведения
сотрудничества
интерпретировать
статистического
со сверстниками, информацию с разных
анализа
взрослыми в
позиций, распознават
образовательной, ь и фиксировать
общественно
противоречия в
полезной,
информационных
учебноисточниках;
исследовательск
ой, проектной и
Р: организовывать
других видах
эффективный поиск
деятельности.
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;

Уметь проводить
статистическое
наблюдение и сбор
данных для
анализа.
Обрабатывать
статистические
данные, составлять
таблицы, делать
выводы, на основе
полученных
данных.

К: развернуто,
логично и точно
излагать свою точку
зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных)
языковых средств;
Индивидуальное
практическое
консультирование
по составлению и
обработке
анкетирования и
соц.опросов

Развитие
компетенций
сотрудничества
со сверстниками,
взрослыми в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательск
ой, проектной и
других видах
деятельности.

П: осуществлять
структурированное
наблюдение;
качественное описание
объекта;

Уметь проводить
анкетирование и
соц. опросы,
обрабатывать и
интерпретировать
данные.

анализ и синтез
объекта;
доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).
Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.

Виды и источники
информации.
Этические законы
заимствования
информации,
соблюдение авторских
прав.

Формирование
выраженной в
поведении
нравственной
позиции, в том
числе
способности к

К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
П: использовать
различные модельносхематические
средства для
представления
существенных связей
и отношений, а также

Знать о
разнообразии видов
и источников
информации,
о правилах и
законах,

сознательному
выбору добра,
нравственного
сознания и
поведения на
основе усвоения
общечеловечески
х ценностей и
нравственных
чувств

Действие
Источники
информации. Правила
работы с каталогами. смыслообразован
ия, т. е.
установление
Экскурсия в
учащимися связи
библиотеку.
между целью
учебной
деятельности и ее
мотивом

противоречий,
выявленных в
информационных
источниках;

Р: организовывать

эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели.
К: осуществлять
деловую
коммуникацию как со
сверстниками, так и
со взрослыми
подбирать партнеров
для деловой
коммуникации исходя
из соображений
результативности
взаимодействия.
П: выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный
поиск возможностей
для
широкого
переноса средств и
способов действия;
Р: умение
рационально строить
самостоятельную
исследовательскую дея
тельность

регулирующих
отношения в
научной,
изобретательской и
исследовательских
областях
деятельности
(патентное право,
защита авторского
права и др.)
Уметь находить
и использовать
информацию из
различных
источников.

Знать правила
работы с
бумажными
источниками
информации,
правила поиска
ресурсов при
помощи каталогов.
Уметь пользоватьс
я различными
видами каталогов
при поиске
информации

К: постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
Практическое
занятие.

Формировани
е осознанного
выбора будущей
Обоснование выбора профессии как
темы и актуальность. путь и способ

П: использовать
различные модельносхематические
средства для
представления

Знать правила раб
оты над текстом в
главе «Введение»

реализации
собственных
жизненных
планов

существенных связей
и отношений, а также
противоречий,
выявленных в
информационных
источниках;
Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели.

Индивидуальные
практические
консультации по
созданию текста
главы «Введение»

Развитие
компетенций
сотрудничества
со сверстниками,
взрослыми в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательск
ой, проектной и
других видах
деятельности.

К: осуществлять
деловую
коммуникацию как со
сверстниками, так и со
взрослыми подбирать
партнеров для деловой
коммуникации исходя
из соображений
результативности
взаимодействия.
П: осуществлять
анализ и синтез
объекта;
доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).
Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.
К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и

Уметь формулиров
ать проблему
проектной работы,
обосновывать
актуальность
выбранной темы.

Уметь в рамках
практических
консультаций
работать с текстом,
излагать мысли в
письменной форме,
вносить в текст
собственные
коррективы.

Мировоззрение,
соответствующее
современному
Работа с информацией уровню развития
науки, значимости
и первоисточниками
науки, готовность
к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о
передовых
достижениях и
открытиях
мировой и
отечественной
науки
Практическое
занятие.

письменных) языковых
средств
П: осуществлять
структурированное
наблюдение;
качественное описание
объекта;
анализ и синтез
объекта;

Уметь осуществлят
ь поиск и отбор
информации в
различных
источниках,
преобразовывать и
компилировать
текст.

доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).
Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.

Практическое
занятие. Работа с
понятийным
аппаратом в
соответствии с
выбранной темой.

К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
Развитие
П: критически
компетенций
оценивать и
сотрудничества
интерпретировать
со сверстниками, информацию с разных
взрослыми в
позиций, распознават
образовательной, ь и фиксировать
общественно
противоречия в
полезной,
информационных
учебноисточниках;
исследовательск
ой, проектной и
Р: организовывать
других видах
эффективный поиск
деятельности.
ресурсов,
необходимых для
достижения

Уметь находить
и использовать
разнообразные
понятия и
определения в
энциклопедической
литературе.

поставленной цели;

Индивидуальное
консультирование
по составлению
информационной
папки проекта

К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств;
Готовность и
П: искать и
способность к
находить обобщенные
образованию, в
способы решения
том числе
задач, в том числе,
самообразованию, осуществлять
сознательное
развернутый
отношение к
информационный
непрерывному
поиск и ставить на его
образованию как
условию успешной основе новые
профессиональной (учебные и
познавательные)
и общественной
деятельности;
задачи;

Уметь отбирать

и оценивать

ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной цели.

Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
К: координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
Экспериментальная
часть проекта.
Разновидности
исследовательской и
экспериментальной
деятельности

Формирование
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития
науки, значимости
науки, готовность
к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о
передовых
достижениях и

П: осуществлять
структурированное
наблюдение;
качественное описание
объекта;
анализ и синтез
объекта;
доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение

Знать разновиднос
ти
экспериментальной
и
исследовательской
деятельности,
иметь
представление об
условиях и
правилах
проведения
эксперимента.
Уметь проводить
эксперимент и

открытиях
мировой и
отечественной
науки

Индивидуальные
практические
консультирования
по созданию
экспериментальной
части
исследовательского
проекта.

Готовность и
способность к
образованию, в
том числе
самообразованию,
сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной
и общественной
деятельности;

логической цепи
рассуждений,
доказательство).

интерпретировать
его результаты

Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.
К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
П: осуществлять
структурированное
наблюдение;
качественное описание
объекта;
анализ и синтез
объекта;
доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).
Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.
К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием

Уметь в рамках
индивидуального
консультирования
составлять
письменный и
фотоотчет об
экспериментальной
части проекта.

Правила оформления Действие
письменных
работ.
Основные требования смыслообразован
ия, т. е.
к структуре работы.
установление
учащимися связи
Оформление
между целью
титульного листа.
учебной
деятельности и ее
мотивом

адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
П: выходить за рамки
учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск возможностей
для
широкого
переноса средств и
способов действия;
Р: умение
рационально строить
самостоятельную
исследовательскую дея
тельность

Знать основные
правила
оформления
письменных работ
в соответствии с
требованиями
ГОСТ.
Уметь правильно
оформлять титульн
ый лист текстовой
части проекта.

К: постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
Готовность и
Структура
раздела
«Введение». Основные способность к
требования и приемы образованию, в
том числе
оформления

П: искать и
находить обобщенные
способы решения
задач, в том числе,
самообразованию, осуществлять
сознательное
развернутый
отношение к
информационный
непрерывному
поиск и ставить на его
образованию как
условию успешной основе новые
профессиональной (учебные и
познавательные)
и общественной
деятельности;
задачи;
Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
К: координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного

Знать требования к
оформлению
структурного
раздела «Введение»
Уметь правильно
оформлять раздел
«Введение»

взаимодействия;
Практическое
занятие.

Развитие
компетенций
сотрудничества
со сверстниками,
Оформление
титульного листа и взрослыми в
образовательной,
раздела «Введение»
общественно
полезной,
учебноисследовательск
ой, проектной и
других видах
деятельности.

Правила оформления
списка литературы и
текстуальной части
письменных работ.

П: использовать
различные модельносхематические
средства для
представления
существенных связей
и отношений, а также
противоречий,
выявленных в
информационных
источниках;

Уметь правильно
оформлять
структурные
разделы текстовой
части проектной
работы

Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели.

К: осуществлять
деловую
коммуникацию как со
сверстниками, так и со
взрослыми подбирать
партнеров для деловой
коммуникации исходя
из соображений
результативности
взаимодействия.
Развитие
П: искать и
компетенций
находить обобщенные
сотрудничества
способы решения
со сверстниками, задач, в том числе,
взрослыми в
осуществлять
образовательной, развернутый
общественно
информационный
полезной,
поиск и ставить на его
учебнооснове новые
исследовательск (учебные и
ой, проектной и
познавательные)
других видах
задачи;
деятельности.
Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;

Знать правила
оформления
списка литературы
и источников

Уметь правильно
оформлять
структурные
разделы текстовой
части проектной
работы

К: координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
Правила оформления Мировоззрение,
ссылок.
Рисунков, соответствующее
современному
таблиц, формул.
уровню развития
науки, значимости
Практическое
науки, готовность
занятие.
к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о
передовых
достижениях и
открытиях
мировой и
отечественной
науки
Готовность и
Особенности
подготовки к защите способность к
письменных
работ. образованию, в
Подготовка
текста том числе
самообразованию,
выступления.
Практическая работа.

сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной
и общественной
деятельности;

Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
К: координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;

П: осуществлять
структурированное
наблюдение;
качественное описание
объекта;
анализ и синтез
объекта;
доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).
Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и

Знать правила
оформления
ссылок на
источники, правила
оформления
рисунков, таблиц,
формул.

Уметь правильно
оформлять
структурные
разделы текстовой
части проектной
работы
Знать правила
сжатия текста,
особенностей
стилистической
обработки
научного текста в
более популярные
формы.
Уметь работать
над тезисным
изложением и
переработкой
текста.

способ действия.
К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
Развитие
П: осуществлять
Индивидуальные
компетенций
структурированное
практические
сотрудничества со наблюдение;
консультации
по
составлению сверстниками,
текста
защиты взрослыми в
качественное описание
проекта.
Тезисное образовательной, объекта;
изложение материала. общественно
полезной, учебно- анализ и синтез
исследовательско объекта;
й, проектной и
других видах
доказательство
деятельности
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).

Уметь в
рамках индивидуа
льного
консультирования
адекватно
оценивать свою
работу и
совершенствовать
ее путем
внесения корректи
в.

Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.

Готовность и
Правила оформления
презентации проекта. способность к

образованию, в
том числе
самообразованию,
сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как

К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
П: искать и
находить обобщенные
способы решения
задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на его

Знать правила
оформления
презентации к
проекту, избегать
основных ошибок в
цветовом и
анимационном
оформлении

условию успешной
профессиональной
и общественной
деятельности;

основе новые
(учебные и
познавательные)
задачи;

презентации

Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
К: координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
Практическая работа. Действие
Оформление
презентации проекта. смыслообразован
ия, т. е.
установление
учащимися связи
между целью
учебной
деятельности и ее
мотивом

П: искать и
находить обобщенные
способы решения
задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на его
основе новые
(учебные и
познавательные)
задачи;

Уметь оформлять
презентацию
собственной
исследовательской
работы

Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
К: координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
Правила оформления Мировоззрение,
соответствующее
буклета проекта.
современному
уровню развития

П: выходить за рамки
учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный

Знать правила
оформления
буклета к
исследовательской

науки, значимости
науки, готовность
к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о
передовых
достижениях и
открытиях
мировой и
отечественной
науки

Правила написания Действие
рецензии на проект.
смыслообразован
ия, т. е.
установление
учащимися связи
между целью
учебной
деятельности и ее
мотивом

Формирование
выраженной в
поведении
Посещение
защиты нравственной
позиции, в том
проектов
числе
обучающихся.
Написание рецензии. способности к
Оценка
проектов сознательному
выбору добра,
обучающихся.
Практические
занятия.

поиск возможностей работе.
для
широкого
переноса средств и Уметь создавать
способов действия;
буклет
Р: умение
рационально строить
самостоятельную
исследовательскую дея
тельность
К: постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
П: критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с разных
позиций, распознават
ь и фиксировать
противоречия в
информационных
источниках;

Знать составные
компоненты и
правила написания
рецензии на
исследовательскую
работу

Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств;
П: использовать
различные модельносхематические
средства для
представления
существенных связей
и отношений, а также
противоречий,
выявленных в

Знать критерии
оценки проекта и
основные правила
написания
рецензии на
исследовательскую
работу
Уметь проводить

нравственного
сознания и
поведения на
основе усвоения
общечеловечески
х ценностей и
нравственных
чувств

Правила
успешной
защиты.
Искусство
полемики.
Практическое занятие

Критерии оценки
проекта.

Формирование
выраженной в
поведении
нравственной
позиции, в том
числе
способности к
сознательному
выбору добра,
нравственного
сознания и
поведения на
основе усвоения
общечеловечески
х ценностей и
нравственных
чувств

Готовность и
способность к
образованию, в
том числе
самообразованию,

информационных
источниках;
Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели.
К: осуществлять
деловую
коммуникацию как со
сверстниками, так и со
взрослыми подбирать
партнеров для деловой
коммуникации исходя
из соображений
результативности
взаимодействия.
П: использовать
различные модельносхематические средства
для представления
существенных связей и
отношений, а также
противоречий,
выявленных в
информационных
источниках;

оценку с проектной
работы в
соответствии с
представленными
критериями и
отображать свое
мнение в рецензии
на проект

Знать правила
успешного
публичного
выступления
Уметь выступать
публично,
пользуясь
изученными
правилами

Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.
К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
П: критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с разных
позиций, распознават

Знать критерии
оценки проекта.
Уметь проводить
самооценку

сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной
и общественной
деятельности;

Индивидуальные
практические
консультации
по окончательному
оформлению и
проверке
текстуальной части
проектной работы.

ь и фиксировать
противоречия в
информационных
источниках;
Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;

К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств;
Развитие
П: использовать
компетенций
различные модельносотрудничества
схематические
со сверстниками, средства для
взрослыми в
представления
образовательной, существенных связей
общественно
и отношений, а также
полезной,
противоречий,
учебновыявленных в
исследовательск информационных
ой, проектной и
источниках;
других видах
деятельности.
Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели.

Индивидуальные
Развитие
практические
компетенций
консультации
сотрудничества
по
окончательному со сверстниками,

собственной
проектной работы в
соответствии с
изученными
критериями.

К: осуществлять
деловую
коммуникацию как со
сверстниками, так и со
взрослыми подбирать
партнеров для деловой
коммуникации исходя
из соображений
результативности
взаимодействия.
П: осуществлять
структурированное
наблюдение;

Уметь оформлять
текстовую часть
проекта в
соответствии с
правилами и
требованиями
«Положения об
индивидуальном п
роекте»

Уметь оформлять
презентацию
проекта в
соответствии с

оформлению
презентационной
части
проектной
работы

взрослыми в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательск
ой, проектной и
других видах
деятельности.

качественное описание
объекта;
анализ и синтез
объекта;

правилами и
требованиями
положения об
индивидуальном п
роекте

доказательство
(установление
причинноследственных
связей, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство).
Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.

Практические
занятия
Проведение
предварительной
защиты.

Рефлексия
и самоанализ защиты
проекта.
Сравнительный
анализ собственных

Действие
смыслообразован
ия, т. е.
установление
учащимися связи
между целью
учебной
деятельности и ее
мотивом

Формирование
выраженной в
поведении
нравственной
позиции, в том

К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
Р: удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата; коррекция внесение необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия.
К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств
П: критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с разных
позиций, распознават

Знать правила
успешного
публичного
выступления
Уметь презентоват
ь свой проект в
рамках
предварительной
защиты

Знать правила
проведения анализа
собственной
работы над
проектом, правила

проектов, созданных в числе
способности к
9 и 10 классах.
сознательному
выбору добра,
нравственного
сознания и
поведения на
основе усвоения
общечеловечески
х ценностей и
нравственных
чувств

Значение проектной
исследовательской
деятельности в работе
ученого. Обобщение
темы года.

Готовность и
способность к
образованию, в
том числе
самообразованию,
сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной
и общественной
деятельности;

ь и фиксировать
противоречия в
информационных
источниках;
Р: организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
К: развернуто, логично
и точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств;
П: выходить за рамки
учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск возможностей
для
широкого
переноса средств и
способов действия;
Р: умение
рационально строить
самостоятельную
исследовательскую дея
тельность
К: постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации

проведения
сравнительного
анализа
Уметь адекватно
оценивать
собственную
работу, делать
выводы

Показатели

ШКАЛА
О Ц Е Н К И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
Градация

1. Обоснованность актуальности темы –
целесообразность аргументов,
подтверждающих актуальность

Приложение 1.
ПРОЕКТА

Обоснована; аргументы целесообразны
Обоснована; целесообразна часть
аргументов
Не обоснована, аргументы отсутствуют
2. Конкретность формулировки цели,
Конкретны, соответствуют
задач, а также их соответствие теме
Неконкретны или не соответствуют
Целей и задач нет или не соответствуют
теме
3. Обоснованность выбора методики
целесообразна, обеспечивает
работы – обеспечивает или нет
сомнительна
достижение цели
явно нецелесообразна
4. Фундаментальность обзора –
Использованы достаточное количество
использование современных
источников информации
основополагающих работ по проблеме
Использовано недостаточное количество
информации
Необоснованный подбор информации
5. Всесторонность и логичность обзора – Освещена значительная часть проблемы
освещение значимых для достижения
Проблема освещена фрагментарно
цели аспектов проблемы
Проблема не освещена
6. Доступность методик для
Доступны для самостоятельного

Бал О
лы ц
е
н
к
а
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
2
2

самостоятельного выполнения автором
работы
7. Логичность и обоснованность
эксперимента (наблюдения),
обусловленность логикой изучения
объекта
8. Наглядность представления
результатов (графики, гистограммы,
схемы, фото и т.д.)
9. Дискуссионность (полемичность)
обсуждения полученных результатов с
разных точек зрения, позиций
10. Наличие собственной позиции
(точки зрения) автора к изученной
проблеме и полученным результатам

10. Соответствие содержания выводов
содержанию цели и задач, гипотезе

14. Конкретность выводов и уровень
обобщения

выполнения
Выполнимы под наблюдением специалиста
Выполнимы только специалистом
Эксперимент логичен и обоснован
Эксперимент частично логичен и обоснован
Эксперимент не логичен и не обоснован
Использованы все необходимые способы
Использована часть способов
Использован только один способ
Приводятся и обсуждаются разные позиции
Разные позиции приводятся без обсуждения
приводится и обсуждается одна позиция
Автор имеет собственную точку зрения и
может ее аргументировать
Автор имеет собственную точку зрения, но
не может ее аргументировать
Автор не имеет собственной точки зрения
(придерживается чужой точки зрения)
Соответствуют, гипотеза оценивается
автором
Соответствуют частично
Не соответствуют, нет оценки гипотезы
Выводы конкретны, построены на
обобщении результатов
Выводы неполные
Выводов нет, неконкретны

1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
28

Максимальный балл
Оценка проекта
Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

28 - 25

24 – 21

20 – 17

Приложение 2.
ШКАЛА
О Ц Е Н К И ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПРИ ЗПЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО П Р О Е К Т А
Показатели
Градация
Баллы Оценка
1. Соответствие сообщения заявленной
Соответствует полностью
2
теме, цели и задачам проекта
Соответствует не в полном 1
объеме
Не соответствуют
0
2.Структурированность(организация)
Структурировано,
2
сообщения, которая обеспечивает
обеспечивает
понимание его содержания
Частично
1
Не структурировано, не
0
обеспечивает
3. Культура выступления
Рассказ, обращённый к
2
аудитории рассказ без
обращения к тексту
Рассказ с частым
1
обращением тексту
Чтение с листа
0
4. Доступность сообщения о содержании Доступно без уточняющих 2
проекта, его целях, задачах, методах и
вопросов
результатах
Доступно с уточняющими
1
вопросами
Недоступно с
0
уточняющими вопросами
5. Целесообразность наглядности и
Целесообразна
2
уровень её использования
Частично
1
Нецелесообразна
0
6. Соблюдение временного регламента
Соответствует
2
сообщения (не более 7 минут)
Превышен ( не более 2
1
минут)
Превышен (более 2 минут) 0
7. Чёткость и полнота ответов на
Все ответы чёткие, полные 2
дополнительные вопросы по существу
Не на все вопросы есть
1
сообщения
четкие ответы
Все ответы неполные
0
8. Владение специальной терминологией Владеет свободно
2
по теме проекта, использованной в
Частично
1
сообщении
Не владеет
0
9. Культура дискуссии – умение понять
Умеет вести дискуссию
2
собеседника и аргументиро-вано
Частично
1
ответить на его вопросы
Не может
0
аргументированно ответить
оппоненту
Максимальный балл 18
Оценка защиты исследовательского проекта

Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

18 - 16

15 – 13

12 – 9

Общий балл за индивидуальный проект
(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)
Баллы
Выполнение проекта

Защита проекта

Приложение 3.
Оценка

Средний балл

28 – 25
24 – 21

18 – 16
15 – 13

23 – 21
20 – 17

«5»
«4»

20 – 17

12 – 9

16 – 13

«3»

Критерии оценки содержания проекта

Приложение 4

Критерий 1. Постановка цели проекта
Цель не сформулирована
Цель сформулирована, но не обоснована
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована
Критерий 2.Планирование путей достижения цели проекта
План достижения цели отсутствует
План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели
Краткий план состоит из основных этапов проекта
Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы
Критерий 3.Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета
Тема проекта не раскрыта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,
выходящие за рамки школьной программы
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
Использована неподходящая информация
Большая часть представленной информации не относится к теме работы
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа
однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта
Заявленные в проекте цели не достигнуты

0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3

0
1
2
3
0

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта
Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но
являются недостаточными
Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты
Критерий 6.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал
самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора,
предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы
творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к
идее проекта
Критерий 7.Анализ хода работы, выводы и перспективы
Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы,
намечены перспективы
Критерий 8.Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть проекта отсутствует
В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая
структура, допущены серьезные ошибки в оформлении
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами,
придать ей соответствующую структуру, допущены некоторые нарушения
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными требованиями
Максимальный балл: 24

1
2

0
1
2

3

0
1
2
3

0
1
2
3

Приложение 5

Критерии оценки защиты проекта
Критерий 1.Качество проведенной презентации
Презентация не проведена
Автор читает с листа, не уложился в регламент
Автор часто обращается к записям, уложился в регламент
Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент
Критерий 2.Речь выступающего
Изложение непоследовательно и нелогичность
Последовательность и логичность нарушаются
Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно
Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории
Критерий 3. Ответы на вопросы
Ответы на поставленные вопросы отсутствуют или не соответствуют содержанию вопроса
Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента
Критерий 4. Качество компьютерной презентации
Презентация отсутствует
Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет
восприятие
Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет
восприятие
Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для
восприятия
Критерий 5. Качество презентации
Проектный продукт отсутствует
Проектный продукт не соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества
Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
Максимальный балл: 15

0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3

0
1
2
3

Приложение 6
Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку
Процент
Общий балл
Отметка
Уровень
освоения МПР
0 – 40
0 – 16
2
Понижен
ный
41 – 74
17 – 29
3
Базовый
75 – 90
30 – 35
4
Повышен
ный
91 – 100
36 – 39
5
Высокий

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».