Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» Рассмотрено на Педагогическом совете Утверждено приказом директора МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372 от 30.08.2024, протокол №1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» (социально-гуманитарная направленность) «Школа безопасности» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 3 года Автор: Попов А.П., педагог дополнительного образования Новоуткинск 2024 год Содержание 1 Пояснительная записка 3 2 Целевой раздел 3 3 Организационно-педагогические условия: объем, режим работы, условия организации занятий 4 4 Планируемые результаты 5 5 Содержание 10 6 Учебный план 14 7 Формы аттестации 16 8 Список литературы 17 Пояснительная записка Данная программа имеет социально-педагогическая направленность. Новизна программы в том, что впервые предложена система поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, рассмотрены психологические основы выживания в природных условиях, рассмотрены экологические аспекты. Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что она является логическим продолжением программ общего образования: «Основы безопасности жизнедеятельности». Проблемой современной жизни являются экологические проблемы, экстремальные ситуации, сохранение и укрепление здоровья с раннего возраста. По данным Минздрава России, возросло число бытовых травм у детей, повысилось количество несчастных случаев на водоемах, часто причиной травматизма является попадание в различные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. По данным МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия. Отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Чем труднее ситуация для ребёнка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. Возникает необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в обществе, при автономном существовании в природе, выработать автоматизм безопасного поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе. Занимаясь в кружке, дети получат возможность повысить свой интерес к наукам, расширить знания, занятия будут способствовать профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут в будущем подготовиться к экзаменам в новой форме ОГЭ и ЕГЭ. Кроме того, дети научатся практическим умениям и навыкам в области исследовательской деятельности. Целевой раздел программы: Цель: создание условий для развития у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других, формирование готовности школьников к преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание. Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества). Задачи: формирование навыков элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.; изучение отдельных видов загрязнений окружающей среды; рассмотрение влияния некоторых факторов на живые организмы и человека; воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства); формированию антитеррористического поведения; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства; воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе. развитие умения оценивать состояние городской среды и местных экосистем; развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе; получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях. Организационно-педагогические условия: Условия набора учащихся Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области безопасности жизнедеятельности, географии и т.д. Количество учащихся Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН. В группе от 10 до 22 человек. Объем и срок освоения программы Программа «Школа безопасности» адресована детям от 11 до 14 лет. Продолжительность обучения по данной программе составляет 3 года. Данная программа реализуется по 11 часов в год, по 1 часу в неделю и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Формы и режим занятий Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации. Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения: по количеству учащихся, участвующих в занятии (коллективная, иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная); по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (уроки-беседы, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, практическая деятельность, круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т.д.); по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, экскурсии, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий). Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам, коллективная. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: развитие умений и навыков, проявление самостоятельности и творческой активности. В систему определения результативности входит тестирование по всем входящим в программу по проверке теоретических знаний, викторины, а также защита творческих работ (исследовательской работы). Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта (проекта) реализации собственной компетентности. Планируемые результаты знать/понимать: • варианты и причины возникновения экстремальных ситуаций; • физиологические резервы человеческого организма; • способы преодоления экстремальных ситуаций; • правила оказания доврачебной помощи; • способы выживания в чрезвычайных ситуациях и автономном существовании; • варианты и причины возникновения экстремальных ситуаций; • • • • • физиологические резервы человеческого организма; способы преодоления экстремальных ситуаций; правила оказания доврачебной помощи; природные лекарственные средства; приемы самозащиты; методики проведения исследований по темам; основные экологические понятия и термины; источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории села; роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума; биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов; виды — биоидикаторы чистоты водоемов; отличия естественных и антропогенных ландшафтов; природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы и защите растений и животных. структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы. уметь: • определять стороны света; • ориентироваться на местности; • преодолевать препятствия; • добывать огонь; • действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и социального характера; • производить правильную укладку рюкзака; • выполнять специальные комплексы физических упражнений; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья своей и окружающих. • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья своей и окружающих; выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; оценивать состояние местных экосистем; проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования; проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования; работать с различными источниками информации; оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы; применять коммуникативные навыки. Личностные результаты: Ученик научится: пониманию необходимости вести здоровый образ жизни; развивать личностные качества, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях; социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, устойчивому следованию в поведении социальным нормам. Ученик получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения; • начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь. Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Школа безопасности» является формирование следующих УУД: Регулятивные УУД: Ученик научится: ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания; формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; составлять план и последовательность действий; выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации. Ученик получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временнớй перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Познавательные УУД: Ученик научится: использовать общие приёмы решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; соблюдать основные правила поведения в природе; наблюдать, делать выводы; задавать вопросы, уточняя непонятное. Ученик получит возможность научиться: • ставить проблему, аргументировать ее актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргумента Коммуникативные УУД: Ученик научится: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий; выполнять требования и условия ролевых игр; учиться договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию; осуществлять взаимопомощь. Ученик получит возможность научиться: • учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей. Предметные: В познавательной сфере: • формирование современной культуры безопасности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умение оказать первую помощь пострадавшим; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. В ценностно-ориентационной сфере: • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. В эстетической сфере: • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его. В трудовой сфере: • локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации. Содержание учебного плана Модуль 1: Школа безопасности. Основы туризма (34 часа). Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы); эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач). Педагогические технологии: компьютерная, развивающая, проектная, игровая. Турист - друг природы. Техника передвижения. Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. История развития туризма в России. Туризм - массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Обязанности членов туристической группы. Обязанности руководителя, штурмана, санитара, кострового и т.д. Влияние пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие туристские и краеведческие должности и поручения бывают. Что такое "экология"? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле по охране природы. Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях. Палатка - дом туриста: ее устройство, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Правила "захоронения" бытовых отходов - после нас - чище, чем до нас. Ориентирование на местности. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. План школы, школа на плане города (села, деревни, поселка). Какие бывают карты. План местности, топографическая карта, туристские карты. Карта спортивного ориентирования (первое знакомство). В мире ориентиров. Компас. Топографические знаки и их назначение. Правила ориентирования по компасу. Азимут. Движение по азимуту. Подготовка к выходу на природу. Основные правила укладки рюкзака. Подготовка к походу – важный этап обеспечения безопасности. Формирование туристской группы. Выбор руководителя туристской группы и его обязанности. Определение целей и задач похода. Сбор сведений и изучение местности. Разработка маршрута. Что взять с собой в поход. Снаряжение туристов. Приобретение продуктов питания. Подбор личного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Правила безопасного поведения в природных условиях. Основные правила укладки рюкзака. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Устройство карабина и страховочной системы Определение места для бивака и организация бивачных работ. Выбор места для бивака и обустройство места. Укрытия и их типы. Определение необходимого снаряжения для похода. Личное снаряжение. Перечень личного снаряжения, специальное снаряжение и требования к нему. Требования к одежде и обуви. Выбор и подготовка одежды и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви, особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Понятие активного отдыха. Основные правила безопасного поведения туриста в походе. Соблюдение правил поведения, режима и графика движения, правил гигиены, режима питания. Подготовка и проведение пеших походов. Правила передвижения по пересеченной местности. Разработка маршрута. Подготовка к походу, сбор снаряжения. Правила поведения на маршруте. Особенности передвижения по пересеченной местности. Определения места переправы. Техника передвижения в лесной местности. Техника передвижения в горной местности. Правила и техника переправы через водоемы и преодоления болот. Особенности передвижения в лесу зимой без лыж. Правила безопасного передвижения по руслам замерзших рек. Подготовка и проведение лыжных походов. Экипировка, особенности прохождения по рыхлому снегу. Ориентирование во время и после снегопада. Изготовление самодельных лыж из подручных средств. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов. Особенности состояния водоёмов в разное время года. Опасность водоёмов зимой. Тонкий лёд и опасность передвижения по льду. Меры предосторожности при движении по льду водоёмов. Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление вплавь, преодоление рек с быстрым течением), преодоление трясин и болот. Спасение утопающих. Средства оказания первой помощи при попадании в воду. Велосипедные походы и безопасность туристов. Экипировка велосипедиста. Особенности движения по трассе. ПДД для велосипедистов. Практическое занятие №1: «Составление картосхемы маршрута». Вид контроля: защита проекта: «Организация похода». Планируемые результаты: Знать: - что такое поход, загородная поездка; снаряжение туриста (пеший поход выходного дня); состав медицинской аптечки; экологически "чистый" бивак, правила его оборудования; самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей природной среды; правила пользования огнем в туристском походе; хождения по равнинным участкам; спуска и подъема по склонам; понятия: план школы, города (села) и его окрестности, местность, масштаб; понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская); условные знаки плана, топографической карты, спортивного ориентирования (отдельные знаки); местные признаки ориентирования; устройство компаса и приемы работы с ним. Понимать: - воздействие туристского снаряжения (кострового и бивачного снаряжения) и оборудования на природу; что неправильное (т.е. экологически безграмотное) передвижение туристов, отдыхающих по местности - причина разрушения природных ландшафтов; что правильно выбранное личное снаряжение и медицинская аптечка – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья; назначение плана местности и различных карт для туриста, роль плана, карты в деле охраны природы; влияние занятий по спортивному ориентированию на оздоровление, развитие наблюдательности и кругозора. Уметь: - подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий; пользоваться огнем в туристском походе; правильно выбирать место спуска и подъема по склонам разного типа, спускаться и подниматься по склону; выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, лиственным, смешанным), по лугу и болоту; правильно оборудовать кострище; работать с планом и топографической картой; выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования; работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентировать на местности. Владеть навыками: - подбора одежды и обуви для похода и правильного ухода за ними в походных условиях. Модуль 2: Школа безопасности и чрезвычайные ситуации (34 часа). Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); наглядные (демонстрация учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы); эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); практические (отрабатывание нормативов). Педагогические технологии: компьютерная, развивающая, проектная, игровая. Выживание при чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного характера. Смерчи, ураганы, штормы. Сильный снегопад и оледенение. Гроза. Лесные пожары. Землетрясения и извержение вулканов. Засуха. Вид контроля: защита презентации: «Чрезвычайные ситуации». Планируемые результаты: Знать: Чрезвычайные ситуации природного характера их классификацию, правильно действовать в сложившейся ситуации. Предвидеть опасности. Владеть навыками: Психологическими навыками, оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности. Модуль 3: Школа безопасности. Оказание медицинской помощи (34 часа). Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); наглядные (демонстрация электронных презентаций); эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); практические (решение теоретических и практических задач). Педагогические технологии: компьютерная, развивающая, игровая. Опасные погодные явления. Опасные природные явления, характерные для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера. Поведение во время ливня, снегопада, грозы, метели, пурги, урагана. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Определение присутствия животных по следам, звукам, звериным тропам. Особенности поведения при встрече с дикими животными. Дикие животные нашей области. Укусы насекомых и змей и защита от них. Первая помощь при укусах насекомых и змей. Признаки укуса насекомых. Оказание первой помощи при укусах насекомых. Клещевой энцефалит. Признаки укуса клещом. Оказание первой помощи при укусе клещами. Как уберечься от энцефалита. Признаки укуса змеи. Оказание первой помощи пострадавшему, укушенному змеей. Клещевой энцефалит и его профилактика. Оказание первой помощи при обнаружении клещей. Первая помощь при ожогах. Понятие о термических ожогах, их причины. Степени термических ожогов и их признаки. Оказание первой помощи при ожогах. Солнечный ожог. Воздействие солнечных лучей на организм человека. Рекомендации по предотвращению солнечных ожогов. Признаки солнечного ожога. Оказание первой помощи при солнечном ожоге. Тепловой и солнечный удар. Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Профилактика теплового и солнечного удара. Обморожение и общее охлаждение организма. Общие сведения об обморожении и общем охлаждении организма. Причины обморожения и общего охлаждения организма. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении. Закрытые травмы. Виды закрытых травм. Признаки закрытых травм и повреждений (ушибов, растяжений, разрывов связок и мышц, вывихов). Оказание первой помощи при закрытых травмах. Понятие о переломах. Понятие о сдавлении. Оказание первой помощи при сдавлении. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь. Понятие о предагонии, агонии, клинической смерти. Тяжёлый шок (шок IV степени), запредельная кома, коллапс, терминальная пауза, агония. Легочно-сердечная реанимация. Первая помощь при шоке, синдроме сдавления, утоплении. Способы и техника проведения ИВЛ. Прямой и непрямой массаж сердца. Критерии эффективности проведения реанимационных мероприятий. Способы переноски пострадавших в природных условиях. Приемы и правила переноски пострадавших при отсутствии штатных (медицинских) средств транспортировки. Приемы и правила транспортировки пострадавших: на шесте, на носилках из шестов, на носилкахволокушах из длинных жердей, в рюкзаке. Стихийные бедствия и действия при них. Прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение органов власти и населения о приближающейся опасности. Работы по всемерной локализации стихийных бедствий. Масштабы, время возникновения в данном районе и возможные последствия, что делать до и во время стихийного бедствия. Практическое занятие №1: «Первая помощь при переломах, растяжениях и ранениях». Практическое занятие №2: «Оказание первой реанимационной помощи». Практическое занятие №3: «Способы переноски пострадавших в природных условиях». Вид контроля: Игра: «Спасик». Планируемые результаты: Знать: - правила обеспечения безопасности при встрече с дикими животными; общие правила оказания помощи при укусе насекомых и защите от них; предназначение и общие правила оказания профилактики клещевого инцефалита; правила при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге; правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых; клинику терминального состояния. Уметь: - обеспечивать безопасность; оказывать первую помощь при укусах насекомых, змей, клинической смерти; аргументировать и знать порядок оказания первой медицинской помощи при терминальном состоянии. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни Учебный план Программа «Школа безопасности» рассчитана на три года, предусматривает переход воспитанников от одного курса к другому, в зависимости от сложности и возраста детей. Данная программа рекомендуется для обучающихся 5, 6, 7 классов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю в группе от 6 до 22 человек. Особенность программы – дети получат возможность повысить свой интерес к наукам, расширить знания, занятия будут способствовать профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут в будущем подготовиться к экзаменам. Кроме того, дети научатся практическим умениям и навыкам в области исследовательской деятельности. № п/п Названия разделов, темы 1 1 2 3 2 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 10 11 9 10 11 12 13 14 1 2 3 Модуль «Школа безопасности. Основы туризма» Турист - друг природы. Техника передвижения. Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях. Количество часов 5 класс 6 класс 7 класс теория практика теория практика теория практика 1 Ориентирование на местности. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Основные правила укладки рюкзака. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе Подготовка и проведение пеших походов. Правила передвижения по пересеченной местности. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 5 1 4 Разработка маршрута однодневного похода. Изготовление картосхем. Защита проекта «Организация похода» 1 1 2 1 2 2 Всероссийское движение и соревнования «Школа безопасности» Школа безопасности и чрезвычайные ситуации Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Что такое «выживание»? Понятие об автономном существовании человека. План 2 1 1 0 1 2 15 4 16 5 17 6 18 7 19 8 20 21 22 9 10 11 23 24 25 1 2 3 26 4 27 5 28 6 29 30 31 32 7 8 9 10 действия. Особенности выживания в различных климатических зонах и горах. Выживание при чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного характера. Чрезвычайные ситуации геологического характера. Землетрясения. Извержения вулканов. Оползни. Снежные лавины. Правила безопасного поведения. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Ураганы. Бури. Смерчи. Правила безопасного поведения. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Наводнения. Сели. Цунами. Правила безопасного поведения. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения. Лесные пожары. Профилактика лесных пожаров, защита населения. Защита презентации «Чрезвычайные ситуации» Всероссийское движение и соревнования «Школа безопасности» Школа безопасности. Основы медицинских знаний Первая медицинская помощь при кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ушибах. Опасные погодные явления. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и змей и защита от них. Первая помощь при укусах насекомых и змей. Клещевой энцефалит и его профилактика. Оказание первой помощи при обнаружении клещей. Первая помощь при ожогах. Тепловой и солнечный удар. Обморожение и общее охлаждение организма. Закрытые травмы. Терминальные состояния. Первая помощь. Первая медицинская помощь при пищевом отравлении. Способы переноски пострадавших в природных условиях. Игра «Спасик» Итого 12 22 1 2 3 2 2 1 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 17 17 1 1 3 2 1 2 2 2 2 1 3 2 1 2 1 1 17 2 1 2 2 17 Формы аттестации Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, защита презентаций и т. д.; документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося, к ним относятся: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призами. Формы подведения итогов реализации программы: соревнования по «Безопасному колесу», игра-испытание, учебно-исследовательские конференции по защите проектов. Виды контроля: Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как вводный, текущий, тематический, итоговый контроль. Преобладающими формами текущего контроля УУД являются: тестирование, решение практических ситуаций, практические занятия, защита проектов. Список литературы Список литературы для педагога: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» 5. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990. 6. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994. 7. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982. 8. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996. 9. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992. 10. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990. 11. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993. 12. Справочник лекарственных растений. - М., 1999. 13. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995. 14. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998. 15. Якупов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах. Методическое пособие для учителя/ А.М. Якупов. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. – 270 с. 16. Сборник элективных курсов/ авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И. Курьерова, Е.Г. Хаустова. -Волгоград: Учитель, 2009 г. 17. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995. 14. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 1997. - 104 с. 15. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина, Барышева Ю.А. 16. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 1997. – 144. Селуянов В.Н., Федякин А.А. Биологические основы оздоровительного туризма. – М.: СпортАкадем Пресс, 2000. 17. Спортивный туризм: Учебное пособие / Под ред. Евсеева С.П., Федотова Ю.Н. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. 18. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М., 2004. 19. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) 6 класс.– М.: Дрофа, 2007. 20 Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 21. Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001. 22. Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999. 23. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984. 24. Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1. Список литературы для детей: 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 классы, А.Г.Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов 2016 г. 2. Цвилюк, Г. Е. Азы безопасности. Книга для детей и родителей/ Г.Е. Цвилюк. - М.: Просвещение, 1994. – 175 с. 3. География. 5 класс. И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, 2015 г. 4. Учебник – ФГОС - География начальный курс 5 класс И.И. Баринова; А.А. Плешаков; Н.И. Сонин Москва; ДРОФА; «Вертикаль»; 2014 г. 5. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996. 6. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М.: Знание, 1990. 7. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., ЦДЮТур МОПО РФ, 1997. 8. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. М., ФиС, 1989. 9. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. М., ЦРИБ "Турист", 1992. 10. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 1996.- 144 с. 13. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М: Прогресс, 1983. - 273 с. 14. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. - М.: 1998. 15. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: "Просвещение", 1980. - 108 с. 16. Минделевич С. Пора в поход! - М.: "Молодая гвардия", 1985. - 180 с. 17. Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. К. Е. Чижевский. - М.: ACT, 1997. Список литературы для родителей: 1. Цвилюк, Г. Е. Азы безопасности. Книга для детей и родителей/ Г.Е. Цвилюк. - М.: Просвещение, 1994. – 175 с. Цифровые образовательные ресурсы: 1. Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru 2. Все о пожарной безопасности http://www.0-1.ru 3. Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru 4. Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru 5. Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net 6. Личная безопасность http://personal-safety.redut-7.ru 7. Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности http://www.alleng.ru 8. «Мой компас» (безопасность ребёнка) http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det 9.Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: http://www.bezopasnost.edu66.ru Всё Безопасности Жизнедеятельности 10. Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях http:// www.hardtime.ru 11. Внешкольная экология. Программа «Школьная экологическая инициатива» http://www.eco.nw.ru 12. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия http://mega.km.ru/bes_98/content.asp 13. Школа выживания http://www.nexplorer.ru/news__12745.htm