Краеведческий кружок Истоки

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Рассмотрено на Педагогическом совете
от 30.08.2024, протокол №1

Утверждено приказом директора
МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
МАОУ «СОШ №26»
(краеведческо-туристическая направленность)
Краеведческого объединения «Истоки»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 2 года

Автор:
Нечкина В.Г.,
педагог дополнительного
образования

п. Новоуткинск.
2024 г.

Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
краеведческого
объединения
"Истоки" разработана на основе нормативных документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями на 30 сентября 2020 года)
6. Устава МАОУ «СОШ №26»
Направленность программы туристско-краеведческая.
Программа «Истоки» направлена на организацию деятельности учащихся по
изучению родного края. Изучение истории родного края по данной программе
предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной
культуры, источником обогащения школьниками знаний о родном крае, воспитания
любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков.
Краеведение раскрывает
связи родного края с великой Родиной, помогает
уяснить неразрывную связь, единство истории нашего района с историей, жизнью
нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи признать своим долгом,
честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Актуальность программы. Определяется необходимостью воспитания у детей любви к
Отечеству и своей малой Родине. В настоящее время наблюдается повышенный интерес
к изучению истории своей семьи, своего поселка, родного края.
Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать
выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает
укреплению дисциплины.
Программа предусматривает последовательное расширение ЗУН.
Отличительные особенности программы:
 раннее приобщение к краеведческой работе, включение ребенка в личностнозначимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
 изучение особенностей истории своей местности;
 учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение
личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и
уровневой дифференциации;
 свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является
непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание,
планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для
развития нравственно - волевых качеств.

Историческое краеведение помогает воспитывать у обучающихся чувство уважения к
делам, трудам и подвигам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения
земляков.
Адресат программы:
Участниками программы являются дети в возрасте 11-14 лет. Краеведческая программа
«Истоки» рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и
творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен
интересами учащихся и их родителей.
Объём и срок освоения программы:
Программа краеведческого объединения «Истоки» разработана на 136 часов по 2 часа в
неделю. Срок реализации программы 2 года.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию
интересов и способностей детей, на создание ситуации успеха и обеспечение
комфортности обучения. Занятия носят характер живого общения, заинтересованного
поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности,
дозированной помощи и работы под руководством педагога. Сочетание разных методов
обучения и видов учебной деятельности выводит ребенка за рамки привычного
образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста
и продуктивного общения с учащимися. Игровая деятельность позволяет детям
непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли, самому обозначить
проблему и попытаться найти решение.
Приобретая знания и навыки исследовательской работы, дети берутся за
самостоятельную исследовательскую деятельность.
Самостоятельная работа над исследованиями и социальными проектами приучает
ребенка мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает
возможность применять полученные знания для создания нового, личностно значимого
продукта. Этот продукт юный исследователь выносит на обсуждение, участвуя в
конференциях и конкурсах различного уровня, приобретает опыт конкурсной борьбы,
учится с достоинством принимать поражения, делать из них конструктивные выводы.
Психологическая закалка и приобретенные знания позволяют трезво оценить свои силы, и
выпускники детского творческого объединения не боятся ставить высокие цели и
выбирать учебные заведения, соответствующие их устремлениям.
Программа направлена на активизацию внутреннего потенциала личности
учащихся и дальнейшую профориентация.
Обучение ведется поэтапно и дифференцированно, с учетом уровня подготовки
учащегося. На первых порах приоритетным в обучении является создание ситуаций,
пробуждающих фантазию и креативное мышление, побуждающих к действию. Большое
внимание в учебном плане уделяется также развитию у детей просветительских качеств,
воспитанию толерантности к любому проявлению жизни. Ребенок должен делиться
своими знаниями, духовными «наработками», открытиями с теми, кто готов их слушать и
учиться у них. Поэтому каждый член т.о. разрабатывает беседы, игры, экскурсии,
ориентированные на младших школьников. Проводя просветительскую работу среди
одноклассников, дети еще и учатся владеть аудиторией.

Формы организации занятий
Занятие путешествие
Исследовательская прогулка
Занятие - сбор информации
Исследовательская поездка
Викторины
Защита творческих работ и проектов
Экскурсионные походы и поездки
Подготовка и проведение отчетных выступлений.
В образовательном процессе используются различные:
- методы обучения:
 Объяснительно иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, показ слайдов,
предметов, экспозиций)
 Репродуктивный (демонстрация приемов работы)
 Проблемно-поисковый (наблюдение, анализ, синтез объекта)
 Исследовательский (творческие проекты, самостоятельная работа)
- образовательные технологии, направленные на развитие важнейших компетенций
обучающихся для современной жизни:
 Технология развивающего обучения – активизация памяти, внимания, мышления;
 Технология эффективности организации и управления образовательным процессом
– качество освоения программного материала;
 Технология интенсификации и активной познавательной деятельности - создание
ситуации успешности, поддержки,
способствует патриотическому развитию
личности.
- здоровье - сберегающие технологии:
 Индивидуально-дифференцированный подход, снятие эмоциональной нагрузки,
напряжения, закрепощенности;
 Дыхательная гимнастика- укрепление здоровья;
 Игровые моменты - снятие перегрузок, снятие утомляемости.
Использование технологий позволяет детям более успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои индивидуальные
способности.
Цель и задачи программы:
Цель программы:
Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности
ребенка средствами краеведческой деятельности, социализация личности ребёнка через
формирование патриотического самосознания.
Задачи:
Обучающие:
- углубить и расширить знания о родном крае, его истории, географии.
- обучить учащихся методам научного поиска, углубление и расширение историкокраеведческих знаний познакомить с методами исторического исследования;
- вовлечение детей в решение патриотических проблем в процессе формирования
личности, гражданина, патриота малой Родины.
Воспитательные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности
и сотрудничества;
- формировать умение работать в коллективе;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
- содействовать формированию положительной самооценки, приобретению навыка
свободного общения
Развивающие:
- формировать чувство самоконтроля;
- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- формировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских
проектов;
- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время
публичных выступлений;
- развивать ораторские способности учащихся.
- воспитать патриотические и эстетические чувства.
Содержание программы
Цель первого года обучения: приобщить детей к краеведческой деятельности, изучение,
описание природных явлений, природных достопримечательностей, расположение и
историю возникновения микрорайона и района.
Учебный план 1 год обучения
№
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
1
2
3
4
5
6
7

Введение
Урал - опорный край державы
Изучение родного края
Я и моя родословная.
Жители – гордость нашего
посёлка.
Военно-патриотическая работа.
Итоговое занятие
Итого часов

1
15
30
6
6

0,5
4,5
7
2
2

0,5
11,5
23
4
4

8
2
68

2
1
19

5
1
49

Календарно - тематический план 1 год обучения.
№
Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Введение
Инструктаж по технике безопасности.
Урал – опорный край державы.
История Урала в дописьменный период
Урал - железная кузница страны
География Урала
Исторические места на Урале
Изучение родного края
Территория и границы родного края Понятие «родной
край»
Экскурсионная прогулка «Плотина - рождение
поселка»

Кол-во
часов
1
1
15
3
4
4
4
30
2
4

Корректиро
вка

8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.

Сбор материала по истории поселка
Сбор материала улицы Карла Маркса (ранее Кулига)
Экскурсионная поездка в г. Екатеринбург
Краеведческий музей
Экскурсионная поездка в г. Екатеринбург в
Геологический музей
Экскурсионная поездка «Край родной - навек
любимый»
Встреча со старожилами поселка, ветеранами труда,
работниками сельского хозяйства.
Я и моя родословная
Мои предки. «Семья - основа основ» сбор
информации
Обработка информации «Семья-основа основ»
Жители – гордость нашего поселка
Ольга Маркова - уральская писательница сбор
информации
Посещение дома, где жила Ольга Маркова и
знакомство с улицей Калинина
Военно-патриотическая работа
Эвакуированный завод. «Тёмные ночи» О.Маркова
Земляки - участники отечественной войны.
Участие в мероприятии «День Победы»
Итоговое занятие
«Новоуткинск, мой любимый! Где найдёшь ещё
такой». Итоговая работа.
Итого

4
4
2
2
2
10
6
2
4
6
4
2
8
4
2
2
2
2
68

Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
общеразвивающей программы «Истоки» 1 года обучения

дополнительной



личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к
творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни



метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);



умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать
собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.



предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по

получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины.


понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; развитие познавательного
интереса к изучению природы, истории, культуры родного города и края.
Цель второго года обучения: создать условия для краеведческой, исследовательской
проектной деятельности обучающихся по истории, экологии, общественном устройстве и
культуре своего города.
Учебный план 2 год обучения
№
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
1
2
3
4
5
6

Введение
Изучение родного края
Я и моя родословная.
Жители – гордость нашего
посёлка.
Военно-патриотическая работа.
Итоговое занятие

1
33
8
14

0,5
6,5
2
4

0,5
26,5
6
10

10
2

3
1

7
1

Календарно - тематический план 2 год обучения.
№
Тема занятия

1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

24
25
28

Введение
Инструктаж по технике безопасности.
Изучение родного края
Сбор материала по истории села «Слобода»
Экскурсионная прогулка «Слобода, Уткинская
пристань»
Экскурсионная прогулка «Каменка, Нижнее село,
Трёка-пристани сплава по Чусовой 17, 18, 19 веков»
Сбор материала по селу Каменка, Нижнее село, Трёка.
Сбор материала по железоделательным заводам
Строганова в Билимбае, Демидова на Шайтанке.
Экскурсионная поездка в Билимбай.
Поездка в Первоуральский музей Новотрубного
завода
Экскурсионная поездка в г. Екатеринбург
Краеведческий музей
Экскурсионная поездка в г. Екатеринбург в
Геологический музей
Экскурсионная поездка «Край родной - навек
любимый»
Я и моя родословная
«Мой дом – моя крепость»
Семейные традиции. Моя родословная.
Жители- гордость нашего поселка
Михаил Каржавин - геолог, открывший
месторождение бокситов «Красная шапочка»

Кол-во
часов
1
1
33
3
6

4
2
4
4
4
2
2
2
8
2
6
14
4

Корректиро
вка

29
30
31
33
34
35
36
37

Город Североуральск помнит имя Михаила
Каржавина
Золотые руки жителей посёлка
Династии старожилов п. Новоуткинск
Военно-патриотическая работа
Земляки - участники отечественной войны.
Труженики тыла
Герой - это слово особое. Герой Советского Союза
Томиловских
Участие в мероприятии «День Победы»
Итоговое занятие
«Новоуткинск, мой любимый! Где найдёшь ещё
такой». Итоговая работа.
Итого

2
4
4
10
2
4
2
2
2
2
68

Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
общеразвивающей программы «Истоки» 2 года обучения






дополнительной

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к
творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Личностные:
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни; формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других
народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способами решения
проблем творческого и поискового характера; умение договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные: понимание краеведения как средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций; осознание значимости изучения краеведения для личного
развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире,
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и
художественной литературы о родном городе

Формы аттестации и оценочные материалы
1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов
поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности,
уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие
моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские
навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с обучающимися и их родителями.
4. Методы самооценки –тестирование.
5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для
определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Техника безопасности»,
«Общение с жителями села во время туристического похода».
7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия:
встречи с тружениками тыла, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
8. Конкурсы, викторины, выставки
9. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых
мероприятиях, мастер-классах.
10. Организация и проведение экскурсии
11. Защита проектов по истории родного края.
Организационно- педагогические условия реализации программы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы и методы, используемые в работе по программе
Методы:
1. Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция.
2. Наглядные: использование экспонатов музея, просмотр фотографий, схем.
3. Практические: экспедиции, исследовательская работа.
Формы: практические занятия, групповые и индивидуальные занятия, беседы,
экскурсии, занятия-исследования.
Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе
программе:
1. Экспонаты школьного музея.
2.Отчёты краеведческих экспедиций, походов.
3.Видеозаписи.
4.Карты, фотографии, альбомы
5. Материалы интернета.
Технические средства обучения:
1. Фотоаппарат.
2. Ноутбук.
3. Видеопроектор.

по

Список литературы
«Работа со школьниками в краеведческом музее», Изд. Владос, 2001
«Музей и дети», Изд. Академия, М. 2000 год.
«Музей воспитывает юных», изд. Просвещение, 1988 год.
1. Фонды школьного музея
2. Материалы архива ГО Первоуральск, г.Екатеринбурга.
3. Материалы периодической печати.
4. Материалы Интернет.
5. Кацюба Д.В. Внеклассная работа по истории. М., 1995 Г.
6. Мылонов К.П. Историческое краеведение. М., 1989 г.
7. Билалов М.Ю., Зиятдинов Б.Ш. Социализация личности средствами музейной
педагогики, Казань, 2007 г.
8. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных, Москва, 1988 г.
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание
школьников. – 2005. - №1.
10.
Концепция духовно – нравственного воспитания российских
школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009.
11.
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] /
сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12.
Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова
– Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13.
Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по
воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. «Методика историко-краеведческой работы в школе», Изд. Просвещение, М. 1982
год.
15. Бояршинова З.Я «Население Западной Сибири до начало русской колонизации»
Томск ,1960г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».