Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» Рассмотрено на Педагогическом совете Утверждено приказом директора от 30.08.2024, протокол №1 МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 №372 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (социально-гуманитарная направленность) «Занимательная информатика» Возраст обучающихся: 8-11 лет Срок реализации: 3 года Автор: Скорняков А.Н., педагог дополнительного образования п.Новоуткинск 2024 год Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 Пояснительная записка Целевой раздел Организационно-педагогические условия Планируемые результаты Содержание Формы аттестации Материально-техническое обеспечение. Список литературы Приложения Приложение №1 Учебный план Приложение №1 Календарно-тематический план 3 3 4 5 8 12 13 14 16 18 Пояснительная записка Образовательная программа дополнительного образования «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. В настоящее время компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Обучение в пределах внеурочной деятельности может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни. Учащиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Этим и обуславливается актуальность программы. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Важно воспитывать с ранних лет умение работать в коллективе, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Социальное направление направлено и на патриотическое воспитание учащихся как составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Все эти аспекты учтены в тематике проектных работ обучающихся. Отличительная особенность данной образовательной программы. В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках. Целевой раздел Цель данной программы - формирования элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Основные задачи программы: образовательные: развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика» познакомить школьников с основными свойствами информации научить их приемам организации информации формирование общеучебных умений и навыков приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией формирование умения применять теоретические знания на практике дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения; развивающие: развивать логическое, абстрактное и образное мышление; развивать творческие способности; воспитательные: формирование творческого подхода к поставленной задаче; формирование представления о том, что большинство задач имеют несколько решений; формирование целостной картины мира. Организационно-педагогические условия Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста (8-11 лет) и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 3 года обучения. Рабочая программа дополнительного образования рассчитана на следующие сроки изучения материала: 2 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю; 3 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю; 4 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю; Итого программа рассчитана на 102 часа (во 2, 3 и 4 классе). Продолжительность одного занятия 40 минут. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Содержание программы отвечает требованию к организации дополнительного образования. Программа построена на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы: системность; междисциплинарная интеграция; дифференциация; дополнительная мотивация через игру; доступность, познавательность и наглядность; практико-ориентированная направленность; психологическая комфортность Формы и методы работы: Игровая деятельность. Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу). Круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, проекты. Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов). Курс носит интеграционный характер, одной из его характеристик является включение компьютерных технологий в различные учебные предметы начальной школы (математику, русский язык, окружающий мир и т. д.). Планируемый результат: 1. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. 2. Увеличение количества участников дистанционной игры-конкурса по информатике «Инфознайка». 3. Создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно- воспитательном процессе. 4. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесс. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Формирование универсальных учебных действий Личностные внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Занимательная информатика»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях; Метапредметные Познавательные Учащиеся должны знать: правила техники безопасности; правила организации труда при работе за компьютером; основные функциональные устройства компьютера и их назначение (системой блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон); дополнительные компьютерные устройства и их назначение (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки); назначение и возможности графического редактора PAINT; возможности текстового редактора WORD; назначение и работу программы Power Point; понятия локальных и глобальных сетей; основы Интернет; работу электронной почты; основные понятия программного обеспечения (базовое и сервисное ПО) Источники информации и способы ее поиска Учащиеся должны уметь (учащиеся научатся) соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности при работе на компьютере; включить и выключить компьютер; работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы) работать с прикладной программой, используя мышь; осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки); свободно набирать информацию на русском и английском регистре; пользоваться текстовым редактором (не только набирать текст в нем, но и использовать все функции, например изменение шрифтов, вставка символов, рисунков, рамок, изменение форматов листа и т.д.); выполнять операции над объектами (редактирование, форматирование, сохранение, передача, копирование и др.); работать с программами Word, Paint, Power Point работать с различными источниками информации, что обеспечит формирование компьютерной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации: оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники информации и способы ее поиска; осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении; анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы); наращивать свои знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; создавать свои информационные объекты (открытки, рисунки, презентации, графические работы) Регулятивные начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Содержание курса Тема раздела программы Планируемый результат Первый год обучения – 2 класс (34 ч) Блок 1. Первое знакомство с компьютером. Врезультате изучения данного модуля учащиеся должны: знать: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе; для чего нужны основные устройства компьютера; уметь: пользоваться мышью и клавиатурой; работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру; запускать компьютерные программы и завершать работу с ними. В результате изучения данного модуля учащиеся должны: знать: устройства хранения информации на компьютере; устройства хранения информации на нетбуке; операции над файлами и папками (создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и папок, удаление файлов и папок) уметь: создавать папки; удалять файлы и папки; копировать файлы и папки; перемещать файлы и папки. В результате изучения данного модуля учащиеся должны: Блок 3. Графика на компьютере. знать: примеры графических редакторов. панель инструментов графического редактора. основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом и другие операции. уметь: выполнять основные операции при рисовании (рисование и стирание точек, линий, фигур; заливка цветом и др.) с помощью одной из компьютерных программ (paint, word); сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения. Блок 4. Клавиатурный тренажёр. В результате изучения данного модуля учащиеся должны: знать: • правила работы на клавиатуре • расположение буквенных, цифровых и специальных клавиш уметь: • вводить с помощью клавиатуры цифры, буквы, слова, предложения. Блок 2. Хранение информации на компьютере. Блок 5. Создание презентаций Power Point. В результате изучения данного модуля учащиеся должны: знать: • правила создания презентации • основные операции при создании простейшей презентации уметь: • выполнять основные операции в программе PowerPoint (создание слайда, дизайн слайда, вставка картинки и подписи, показ презентации); • сохранять созданные презентации и вносить в них изменения; • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме Второй год обучения – 3 класс (34 ч) Блок 6. Компьютер – настольная книга. Программа Word. В результате изучения данного модуля учащиеся должны: знать: примеры текстовых редакторов. панель инструментов текстового редактора. основные операции при наборе текста назначение клавиш: Enter, Shift, Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел) уметь: вводить текст с помощью клавиатуры; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв Блок 7. Компьютерный дизайн. Программа Word. В результате изучения данного модуля учащиеся должны: знать: панель инструментов графического редактора. основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом. другие операции. уметь: выполнять основные операции при рисовании (рисование и стирание точек, линий, фигур; заливка цветом и др.) с помощью одной из компьютерных программ (Paint, Word); сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения. Блок 8. Компьютерный дизайн. Программа PowerPoint . В результате изучения данного модуля учащиеся должны: знать: правила создания презентации основные операции при создании простейшей презентации уметь: выполнять основные операции в программе PowerPoint (создание слайда, дизайн слайда, вставка картинки и подписи, показ презентации); сохранять созданные презентации и вносить в них изменения. готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме Третий 4 год обучения – 4 класс (34 года) Блок 9 . Программа «Word». Работа с таблицей. Блок 10. Сеть Интернет. Поиск информации. В результате изучения данного модуля учащиеся должны: к знать: л правила построения таблиц в текстовом редакторе Word а элементы таблицы с основные приемы форматирования и редактирования документа; с уметь: создавать таблицу в программе Word ( редактировать таблицу (добавление, удаление строк (столбцов), объединение и разделение ячеек) 3 форматировать содержимое ячеек 4 вставлять картинку в таблицу сохранять и распечатывать документы ч ) В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать: основы Интернет свойства и виды информации (текстовая, графическая, численная) правила безопасной работы на компьютере в сети Интернет информационно-поисковые системы и сайты для детей уметь: искать, находить и сохранять тексты, найденные в поисковых системах. искать, находить и сохранять изображения, найденные в поисковых системах. Программа построена на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы: системность; междисциплинарная интеграция; дифференциация; дополнительная мотивация через игру; доступность, познавательность и наглядность; практико-ориентированная направленность; психологическая комфортность Формы и методы работы: Игровая деятельность. Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу). Круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, проекты. Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов). Курс носит интеграционный характер, одной из его характеристик является включение компьютерных технологий в различные учебные предметы начальной школы (математику, русский язык, окружающий мир и т. д.). Способы контроля: устный опрос; комбинированный опрос; проверка самостоятельной работы; игры; защита проектов Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся. Результаты проектных работ помещаются в ученическом портфолио. Формы подведения итогов реализации программы: • опрос, • наблюдение, • выставки, • конкурсы, • викторины, • защита проектов. Материально-техническое обеспечение программы I. Технические средства обучения: 1) ноутбук; 2) интерактивная панель; 3) принтер; 4) устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса; II. Программные средства: 1) Операционная система Windows 10 2) Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). 3) Антивирусная программа. 4) Программа-архиватор. 5) Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. 6) Звуковой редактор. 7) Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). 8) Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). 9) Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Литература для педагога Основная литература 1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996. 2. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21. 3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126. 4. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336. Дополнительная и справочная литература 1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27. 3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11. 4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения // Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30. 5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. - М.2008. № 1.С.56-58 Цифровые образовательные ресурсы: диск «Мир информатики» (1-2 год обучения) Интернет – ресурсы. www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об информационной безопасности. Приложение 1 Учебный план Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» (социально-педагогическая направленность) «Занимательная информатика» Программа «Занимательная информатика» рассчитана на три года, предусматривает переход воспитанников от одного курса к другому, в зависимости от сложности и возраста детей. Данная программа рекомендуется для обучающихся 2, 3, 4 классов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю в группе от 8 до 15 человек. Программа направлена на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках. Тема раздела программы Количество часов теория 2 класс (34 ч) практика итого 15 19 Блок 1. Первое знакомство с компьютером. 3 7 10 Блок 2. Хранение информации на компьютере. 1 1 2 Блок 3. Графика на компьютере. 1 9 10 Блок 4. Клавиатурный тренажёр. 1 3 4 Блок 5. Создание презентаций Power Point. 1 7 8 4 30 34 3 класс (34 ч) Блок 6. Компьютер – настольная книга. Программа Word. 1 13 34 14 Блок 7. Компьютерный дизайн. Программа Word. 1 5 6 Блок 8. Компьютерный дизайн. Программа PowerPoint . 2 12 14 4 класс (34 ч) 4 30 34 Блок 9 . Программа «Word». Работа с таблицей. 2 12 14 Блок 10. Сеть Интернет. Поиск информации. 2 18 20 Приложение 2 Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 ч) № ур . 1 2 3 Дата Основные понятия Тема ЦОР Примечание Блок 1. Знакомство с компьютером (10 часов). Компьютер, его назначение и область применения. Устройства, подключаемые к компьютеру. Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. Отличительные особенности нетбуков. Компьютерные программы. Включение и выключение нетбуков. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Манипулятор «мышь». Основные приёмы работы с мышью. Мир информатики и 1 год обучения Применение компьютеров. Правила поведения в кабинете информатики Электронновычислительн ые машины, компьютер, системный блок, процессор, монитор, клавиатура, мышь. Мир информатики 1 год обучения Компьютер и его основные устройства Манипулятор «мышь», указатель мыши, пиктограммы. Мир информатики 1 год обучения Игра «Спасение мяча» Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы Мышь. Пиктограммы. Практическая работа «Осваиваем мышь». «Назначение кнопок мыши» «Двойной клик» «Перетаскивание» 4-5 6-7 Манипулятор «мышь». Основные приёмы работы с мышью. Мир информатики 3 год обучения Игры с использованием манипулятора «мышь». Мир информатики 1 год обучения Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы 8 9-10 Текстовый указатель – курсор. Основные направления: вверх, вниз, влево, вправо. Управление курсором с помощью мыши и клавиатуры. Курсор ввода, курсорные стрелки. Обобщающий урок «Чему мы научились». Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы Компьютерные программы, работа с компьютерными программами. Практическая работа «Знакомимся с компьютерным меню». «Правая кнопка мыши» (меню) «Уборка комнаты» Графика, раскрашивание компьютерных рисунков, конструирование. тренажёр «Внешний вид» Игра «Раскраска» Компьютерные программы 2 часть (управление клавишами со стрелками) Игра «Колобок» Мир информатики 1 год обучения Игры с буквами, цифрами и словами. Блок 2. Хранение информации на компьютере (2 часа). 1 Хранение информации на Дискета, диск, компьютере. Устройства хранения флэш-карты. (дискета, диск, флэш – карты) Открывание и закрывание файлов и папок. Мир информатики 3 год обучения Хранение информации на компьютере 2 Файлы и папки Создание папки, копирование, перемещение. Уборка на рабочем столе. Безопасное выключение компьютера. Перезагрузка компьютера. Запуск программы. Изменение размера окна. Завершение выполнения программы. Файл, папка. Мир информатики 3 год обучения Файлы и папки. Упражнение «Манипуляции с файлами» Блок 3. Графика на компьютере (10 часов). 1-2 3 Работа с «Paint». Рисование «карандашом», «кистью». Выполнение рисунка в программе «Paint». Мозаика (составление рисунков из готовых фигур) Панель управления, инструменты Основные цвета. Палитра цветов. Заливка. Раскраски. Палитра, заливка. Paint Видеоролик «Инструменты программы Paint» Практическая работа «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». Задание 1 Создание компьютерных рисунков. Видеоролик «Инструменты программы Paint» Задание 2 Раскрашивание компьютерных рисунков 4 Построение объектов (овал и окружность, прямоугольник и квадрат). Действия с объектами (передвижение объектов, копирование объектов) Фигуры: круг, прямоугольни к, квадрат, ромб Программа Paint Практическая работа «Графические примитивы». Задание 3 5 Операция с фрагментом рисунка: масштабирование. Лупа. Масштаб, лупа Программа Paint 6 Распыление краски. Волшебный лес (создание рисунка в редакторе «Paint»). Распылитель Программа Paint 7-8 Черчение ровных линий. Черчение кривых линий. Весёлая абстракция (создание рисунка в редакторе «Paint»). Конструирование рисунка из готовых геометрических фигур. Прямая и кривая линия Программа Paint Практическая работа «Весёлая абстракция». Мир информатики. 2 год обучения Конструирование Программа Paint Создание рисунка. Формирование папки «Творческие работы» Задание 5 9 10 Обобщающий урок «Чему мы научились». Презентация детских рисунков Приложение Задание 3 Завершение работы Задание 4 Блок 4. Клавиатурный тренажёр (4 часа). 1-2 3 Клавиатура – устройство ввода текстовой информации. Правила техники безопасности при работе с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр (буквы, слова) Мир информатики 2год обучения Клавиатурный тренажёр (цифры) Мир информатики. 2год обучения Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы Работа на клавиатуре Практическая работа «Знакомимся с клавиатурой». «Группы клавиш и их назначение» «Алфавитноцифровые клавиши» Практическая работа «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор». 4 Назначение клавиш: Shift, Space Bar (пробел). Клавиатурный тренажёр (предложения) клавиши Shift, Space Bar (пробел) Мир информатики. 3год обучения Обучающие и игровые программы, задание №3. Клавиатурный тренажер. Блок 5. Создание презентаций. Программа PowerPoint (8 часов). 1-2 Знакомство с программой PowerPoint. Создание слайдов. Слайд, дизайн слайда Intel – обучение для будущего 3 Правила создания презентаций. Презентация Intel – обучение для будущего 4 Вставка подписи и картинки. 5-6-7 Творческая работа учащихся. Создание простейшей презентации «Времена года». Практическая работа по созданию презентации «Времена года» 8 Обобщающий урок «Чему мы научились». Защита презентаций. Создание папки «Творческие работы учащихся» Intel – обучение для будущего Практическая работа «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». Практическая работа «Моё любимое животное» 3 класс (34 ч) Блок 6. Создание текстов. Программа «Word» (14 часов). 5-6 7-8 9-10 Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов. Назначение клавиш: Delete, Backspace. Форматирование текста: шрифт, цвет, выравнивание Форматирование текста: оформление заголовков, выделение красной строки. Delete, Backspace Программа Word Практическая работа «Редактируем текст». Форматирование, шрифт Программа Word Практическая работа «Работаем с фрагментами текста». Программа Word Практическая работа «Форматируем текст». 11-12 Изучение приёмов работы с объектами: рисование, вставка рисунков, надписей и заголовков. Приглашение или открытка. Программа Word Практическая работа «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора». 13-14 Обобщающий урок «Работа в программе «Word» Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы «Компьютерный диктант» Практическая работа «Создания творческих работ» (минисочинений на компьютере) Формирование папки. Блок 7. Компьютерный дизайн. Программа Word (6 часа). 1-2 Обработка графической информации. Презентация 3-4 Создание новогодней открытки. 5-6 Набор текста в программе Paint. Практическая работа. Редактирование готового рисунка в программе Paint. Формирование папки «Новогодняя открытка» Блок 8. Компьютерный дизайн. Программа PowerPoint. (14часов). 1-2 Возможности программы PowerPoint. Алгоритм создания презентации. Слайд, дизайн слайда Intel – обучение для будущего 3-4 Создание слайдов (дизайн). Презентация Intel – обучение для будущего 5-6 Способы вставки и сжатия рисунка. 7-8 Использование эффектов анимации. Intel – обучение для будущего Практическая работа «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». Практическая работа «Моё любимое животное» Практическая работа по созданию презентации «Времена года» 9-10 Звуковое сопровождение слайдов. 11-12 Сохранение презентации. Демонстрация. Создание папки «Творческие работы учащихся» 4 класс (34 ч) Блок 9 . Программа «Word». Работа с таблицей (14 часов). 1-2 Таблица и её элементы. Создание таблицы Ячейка, строка, столбец Программа Word 3-4 Редактирование таблицы. Добавление, удаление строк (столбцов) Редактирование таблицы. Объединение и разделение ячеек. Форматирование содержимого ячеек. Редактирование Программа Word 5-6 7-8 9-10 Вставка картинки в таблицу. 11-12 Печать документов. 13-14 Практическая работа «Расписание уроков» Программа Word Форматирование Программа Word Программа Word принтер, типы принтеров, картридж Обобщающий урок. Чему мы научились. Блок 10. Сеть Интернет. Поиск информации (20 часов). Формирование папки «Расписание уроков» 1-2 Свойства и виды информации. Хранение информации. Носители информации. Работа с флешкой. Поиск информации в компьютере (файлы и папки). Интернет 3-4 Роль Интернета в жизни современного человека. Официальный сайт школы. Сайт Адрес сайта 5-6 Компьютерные вирусы. Безопасность компьютера. Вирус 7-8 Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке. Ссылка, веб страница 9-10 Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Электронный адрес сайта 11-12 Поиск и сохранение текстовой информации http://www.dict.t-mm.ru Коллекция онлайн словарей Практическая работа «Сохранение текстовой информации» 13-14 Поиск и сохранение графической информации http://allforchildren.ru/pictures/index_art .php Художественная галерея для детей Практическая работа «Сохранение графической информации» 15-16 Информационно-поисковые системы. Yandex, Google, Mail.ru, Rambler Презентация «Выходим в Интернет» http://www.koipkro.kostroma.ru/Buy/Sc hool9/veksa/ SitePages/%D0%94%D0%BE%D0%B C%D0%B0% D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F.as px Практическая работа «Поиск информации» Практическая работа «Создание закладок» 17-18 Сайты для детей http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/read-ka/ http://www.murzilka.org/ http://viki.rdf.ru http://mp3tales.ru/tales/ 19-20 Обобщающий урок. Чему мы научились. Портал «Солнышко» журнал «Почитай-ка» журнал «Мурзилка» электронные презентации и клипы аудиосказки Практическая работа «Список детских сайтов» Формирование папки «Список детских сайтов»