Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» Рассмотрено на Педагогическом совете Утверждено приказом директора от 30.08.2024, протокол №1 МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (физкультурно-спортивная направленность) «Бадминтон» Возраст обучающихся: 9-14 лет Срок реализации: 4 года Автор: Требунских Д.В., педагог дополнительного образования п.Новоуткинск 2024 г. Содержание 1 Пояснительная записка 2 Целевой раздел 3 Организационно-педагогические условия 4 Планируемые результаты 5 Содержание 6 Учебно-тематический план 7 Тематический план 8 Формы аттестации 9 Материально-техническое обеспечение. 10 Список литературы Приложение 1 3 3 4 4 5 6 7 15 15 16 17 Пояснительная записка Бадминтон, как вид спорта, помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движения, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по бадминтону различного масштаба. Программа по бадминтону соответствует средним возможностям детей, ориентирована на обучающихся в возрасте от 9 до 14 лет. Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 4 года. Наполняемость в группах предполагает состав учащихся от 8 до 16 человек. Планирование содержания занятий и прохождения учебного материала разработаны в соответствии с требованиями общеобразовательного минимума. Количество часов – 34 в год, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Целевой раздел Игра в бадминтон направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы - углублённое изучение спортивной игры бадминтон. Основными задачами программы являются: ■ укрепление здоровья; ■ содействие правильному физическому развитию; - приобретение необходимых теоретических знаний; ■ овладение основными приемами техники и тактики игры; ■ воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; ■ привитие ученикам организаторских навыков; ■ повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по бадминтону; ■ подготовка учащихся к соревнованиям по бадминтону; ■ отбор лучших учащихся для ДЮСШ. Организационно-педагогические условия Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных по 1 часу в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям бадминтоном и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: - метод упражнений; - игровой; - соревновательный, - круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: -в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Планируемые результаты В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в бадминтон. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде. Содержание программы Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития бадминтона, правила соревнований, В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. Учебно-тематический план Группа 1-го года обучения (34 часов). № Содержание п/п 1 Основы знаний. 2 Специальная подготовка техническая 3 Специальная подготовка тактическая 4 ОФП 5 Соревнования Кол-во часов 1 13 13 5 2 Группа 2-го года обучения (34 часов). № Содержание п/п 1 Основы знаний Кол-во часов 1 2 Специальная подготовка техническая 13 3 Специальная подготовка тактическая 13 4 ОФП 3 5 Соревнования 4 Группа 3-го года обучения (34 часов). п Содержание Основы знаний Специальная подготовка техническая Специальная подготовка тактическая ОФП Соревнования Кол-во часов 1 11 14 3 5 Группа 4-го года п Содержание /п 1 Основы знаний 2 Специальная подготовка техническая 3 Специальная подготовка тактическая 4 ОФП 5 Соревнования Кол-во часов 1 11 13 3 6 /п 1 2 3 4 5 Тематический план Группа первого года обучения Теория (1 час). История возникновения бадминтона. Развитие бадминтона. Правила игры, соревнования и системы их проведения. Изучение основных правил игры, ведения счета, проведение игры из трех партий, круговая система соревнований, стыковые игры, система соревнований с выбыванием. Техническая подготовка (13 часов). Овладение техникой передвижений и стоек. Стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Исходная при подаче стойки игрока, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Техника перемещений близко у сетки и в средней зоне. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Овладение техникой держания ракетки. Способы держания ракетки. Правильная хватка ракетки и способы игры. Овладение техникой ударов и подач. Удары по волану. Подачи. Удар справа, слева. Тренировка упражнений с воланом и ракеткой на количество повторений в одной серии. Тренировка ударов у тренировочной стенки. Изучение подач. Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. Имитация ударов справа и слева, сочетание ударов. Имитация перемещений с выполнением ударов. Тренировки ударов сложных подач, занятия с отягощениями на руку, тренировка сочетаний ударов, применение имитации в тренировке. Тактическая подготовка (13 часов). Выбор позиции. Игра в «крутиловку» вправо и влево. Свободная игра на площадке. Игра на счет из одной, трех партий. Тактика игры с разными противниками. Основные тактические варианты игры. Участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии. Общефизическая подготовка (5 часов). Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом. Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность. Подвижные игры: «День и ночь», «Салки без мяча», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», «Удочка», «Круговая эстафета», комбинированные эстафеты. Специальная физическая подготовка. Роль имитации в тренировке мышц рук, корпуса и ног теннисиста. Имитация ударов в продолжение 1 и 3 минут. Имитация ударов в продолжение 12 минут. Имитация перемещений с ударами - 3 и 5 минут. Игра на столе с утяжеленными повязками на руке и поясом. Соревнования (2 часа). Принять участие в одних соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Группа второго года обучения Теория (1 часов). Понятие об обучении и тренировке в бадминтоне. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по бадминтону. Роль соревнований в спортивной подготовке юных бадминтонистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Организация соревнований по круговой системе проведения, по системе с выбыванием после одного (двух) поражений, лично-командных соревнований. Проведение парных соревнований. Техническая подготовка (13 часов). Техника ударов. Удары по волану. Удар справа, слева. Удар с нижним вращением («подрезка»), справа, слева. Разновидности ударов: нападающие и защитные; по прямой и косые; короткие и средние, длинные; быстрые, средней силы, медленные. Удар справа «топ-спин» против «подрезки», то же против длинной подачи «подрезкой». Удары: слева против «подставок», «подрезок» и контрударов; справа против «подставок», «подрезок» и контрударов; сильный завершающий удар справа без вращения в сочетании с укороченным воланом, падающим в центре площадки, вблизи сетки, на край площадки. Техника подач. Подачи: а) «подрезкой» волана вниз справа и слева различной длины в сочетании с атакующими ударами слева и справа; б) с боковым ударом слева и справа в различном направлении; в) чередование и выполнение серий различных подач. Отражение сложных подач ударами «накат», «подрезка», «подставка» и «топ-спин». Сочетание сложных подач с атакующими и защитными ударами. Поочередные контрудары слева и справа по диагонали против атакующих ударов «восьмеркой» (по прямой и по диагонали), Тактическая подготовка (13 часов). Выбор позиции. Применение изученных ударов против ударов противника. Парные игры с применением изученных атакующих ударов. Защита «свечкой». То же вверх и в сторону. Игра ударами «контр-топ-спин» (перекручивание) справа и слева по диагоналям, по прямой из ближней и средней зон с выходом вперед. Тренировка тактических вариантов игры: - атака на своей подаче; - атака на подаче противника; - атака с перехватом инициативы; - атака с сильного удара противника. Игры (на счет-двумя воланами): - «подставкой» против «подставки» только ударами «накат» слева против защиты «подрезками» по углам; -то же справа; - легкими «накатами» слева и справа не игровой рукой; - в «крутиловку» строем. Общефизическая подготовка (3 часа). Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в ларах. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч - упражнения в сопротивлении. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами - приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями -бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту, с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокодалекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком. Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3 х 20 м, 3 х 30 м. Бег 60 м с низкого старта (100 м). Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег 100 м. Бег в чередовании с ходьбой (до 300 м). Бег или кросс (до 1000 м). Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень». Специальная физическая подготовка. Для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости Применяются: - имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1 минуту, за 2 минуты, за 3 минуты, за 12 минут; - имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1,2, 3 и 12 минут; - имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме «треугольник» - на количество повторений за 30 секунд; - имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту, за 3 минуты; - имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30 секунд, 1 минуту, 3 минуты; - прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку (30-40 см) на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту; - имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме «восьмерка» за 3 минуты; - игра на двух столах на счет; - имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной рукояткой, манжетом на кисть руки) на количество повторений за 1 минуту, 2 минуты, 3 минуты. Соревнования (4 час). Принять участие в одних соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Группа третьего года обучения Теория (1 час). Правила игры, соревнования и их организация. Ознакомление с особенностями правил игры, требования к организации и проведению соревнований по бадминтону. Система проведения соревнований, форма и требования, предъявляемые к участникам, контрольные турниры. Счет и результат игры. Положение о соревнованиях. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима для достижения высоких результатов. Применение дидактических принципов. Техническая подготовка (11 часов). Техника ударов. Повышение точности ударов и контрударов слева и справа, изменяя направление и длину полета воланов. Выполнение серийных ударов: - удары «откидка» справа (слева) по диагонали и по прямой; - удары «накат» справа (слева) по диагонали и по прямой. Сочетание ударов «накат» справа и слева в левый угол площадки. Совершенствование завершающих ударов с укороченными заторможенными воланами. Тренировка различных финтов кистью руки. Совершенствование ударов по «свече», ударов «подрезкой» против «подставок» и «подрезок». Удары слева в броске по укороченному волану. Техника подач. Сочетание сложных подач с защитными и атакующими ударами. Контрудары. Совершенствование подач различной длины, направлений. Подачи-«двойники», прием сложных подач атакующими ударами, «подставкой», «подрезкой». Совершенствование и усложнение серии подач в сочетании с атакующими и защитными ударами. Подача справа и слева разученными ударами с завершением комбинации атакующими ударами «топ-спин» и «накат». Тактическая подготовка (14 часов). Тактика парной игры. Подбор пар. Варианты тактики парной игры. Парные игры с различными партнерами и противниками. Чередование и сочетание 2-3 различных приемов игры в быстром темпе по заданным квадратам. Изучение сложных передвижений на косые воланы, броски на отражение укороченных мячей после сильных ударов, отраженных на расстоянии 3-4 м от сетки. Отражение ударов «топ-спин», «подставкой» и «подрезкой» и ударов справа и слева. Игра ударами «контр-топ-спин» по диагонали и по прямой справа и слева против «наката» и «топ-спина» (перекручивание). Организация атаки через сложную подачу, атака со сложных подач противника. Углублённое изучение тактических комбинаций. Сочетание и чередование сильно подрезанных воланов с ударами «топ-спин». Игры двумя воланами «накатами» слева и справа, в «крути-ловку» втроем. Общефизическая подготовка (3 часа). Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке массового типа. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Легкоатлетические упражнения. Бег. Бег с ускорением до 40 м, Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3 х 20-30 м, 3 х 3«М0 м, 4 х 50-60 м. Бег 60 м с низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 40 м и До 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Кросс до 7 км. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната». Специальная физическая подготовка. Для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости применяются: - имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1 минуту, за 2 минуты, за 3 минуты, за 12 минут; - имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1,2,3 и 12 минут; - имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме «треугольник» - на количество повторений за 30 секунд; - имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту, за 3 минуты; - имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30 секунд, 1 минуту, 3 минуты; - прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку (30-40 см) на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту; - имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме «восьмерка» за 3 минуты; - игра на двух столах на счет; - имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной рукояткой, манжетом на кисть руки) на количество повторений за 1 минуту, 2 минуты, 3 минуты. Соревнования (5 часов). Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Технический план игры. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Группа третьего года обучения Теория (1 час). Правила игры, соревнования и их организация. Ознакомление с особенностями правил игры, требования к организации и проведению соревнований по бадминтону. Система проведения соревнований, форма и требования, предъявляемые к участникам, контрольные турниры. Счет и результат игры. Положение о соревнованиях. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима для достижения высоких результатов. Применение дидактических принципов. Техническая подготовка (11 часов). Техника ударов. Повышение точности ударов и контрударов слева и справа, изменяя направление и длину полета воланов. Выполнение серийных ударов: - удары «откидка» справа (слева) по диагонали и по прямой; - удары «накат» справа (слева) по диагонали и по прямой. Сочетание ударов «накат» справа и слева в левый угол площадки. Совершенствование завершающих ударов с укороченными заторможенными воланами. Тренировка различных финтов кистью руки. Совершенствование ударов по «свече», ударов «подрезкой» против «подставок» и «подрезок». Удары слева в броске по укороченному волану. Техника подач. Сочетание сложных подач с защитными и атакующими ударами. Контрудары. Совершенствование подач различной длины, направлений. Подачи-«двойники», прием сложных подач атакующими ударами, «подставкой», «подрезкой». Совершенствование и усложнение серии подач в сочетании с атакующими и защитными ударами. Подача справа и слева разученными ударами с завершением комбинации атакующими ударами «топ-спин» и «накат». Тактическая подготовка (13 часов). Тактика парной игры. Подбор пар. Варианты тактики парной игры. Парные игры с различными партнерами и противниками. Чередование и сочетание 2-3 различных приемов игры в быстром темпе по заданным квадратам. Изучение сложных передвижений на косые воланы, броски на отражение укороченных мячей после сильных ударов, отраженных на расстоянии 3-4 м от сетки. Отражение ударов «топ-спин», «подставкой» и «подрезкой» и ударов справа и слева. Игра ударами «контр-топ-спин» по диагонали и по прямой справа и слева против «наката» и «топ-спина» (перекручивание). Организация атаки через сложную подачу, атака со сложных подач противника. Углублённое изучение тактических комбинаций. Сочетание и чередование сильно подрезанных воланов с ударами «топ-спин». Игры двумя воланами «накатами» слева и справа, в «крути-ловку» втроем. Общефизическая подготовка (3 часа). Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке массового типа. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Легкоатлетические упражнения. Бег. Бег с ускорением до 40 м, Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3 х 20-30 м, 3 х 3«М0 м, 4 х 50-60 м. Бег 60 м с низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 40 м и До 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Кросс до 7 км. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната». Специальная физическая подготовка. Для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости применяются: - имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1 минуту, за 2 минуты, за 3 минуты, за 12 минут; - имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1,2,3 и 12 минут; - имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме «треугольник» - на количество повторений за 30 секунд; - имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту, за 3 минуты; - имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30 секунд, 1 минуту, 3 минуты; - прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку (30-40 см) на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту; - имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме «восьмерка» за 3 минуты; - игра на двух столах на счет; - имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной рукояткой, манжетом на кисть руки) на количество повторений за 1 минуту, 2 минуты, 3 минуты. Соревнования (6 часов). Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Технический план игры. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Формы аттестации Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы. Система диагностики - тестирование физических и технических качеств: Контрольные испытания. Общефизическая подготовка. Бег 30 м б х 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии -стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат. Бег 30 м. По сигналу учащийся пробегает расстояние на время. Специальная подготовка. Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин. Прыжок выполняется через гимнастическую скамейку правым или левым боком - в течение 1 минуты считается количество раз. Имитация перемещений вперед-назад. Перемещения выполняется в стойке в 3-метровой зоне - в течение 1 минуты считается количество раз. Имитация ударов «накат» справа (слева). Выполняется имитация удара- в течение 1 минуты считается количество раз. Техническая подготовка. Игра ударами «накат» справа (слева) по диагонали стола -1 -я серия. Выполняется на время. Игра ударами «откид» справа и слева без потери волана. Выполняется на время. Подача справа верхняя (количество попаданий из 10 подач). Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 18 х 9 м. Для проведения занятий в секции бадминтона необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь: 1. Набор для бадминтона - 4 шт. 2. Площадка для бадминтона - 3 шт. 3. Гимнастические скамейки - 3-4 шт. Список литературы Амелин, А. Н. Современный бадминтон / А. Н. Амелин.-М.: ФиС, 1982. Байгулов, Ю. П. Основы бадминтона / Ю. П. Байгу-лов, А. Н. Романин. М.: ФиС, 1980. Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002. Кузнецов, В. С. Упражнения и игры с мячами / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. Литература для учащихся: Литвинов, Е. Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев. - М.: Просвещение, 1999. Мейксон, Г. Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г. Б. Мейксон, Л. Е. Любомирский, Л. Б. Кофман, В. И. Лях. -М.: Просвещение, 1998. Приложение № 1 Учебный план Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» (физкультурно-спортивная направленность) «Бадминтон» Программа «Бадминтон» рассчитана на 4 года обучения, предусматривает переход воспитанников от одного курса к другому, в зависимости от сложности и возраста детей. Рекомендуется для занятий подростков с 9 до 14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе от 8 до 16 человек. Особенность программы – формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. № пп Наименование курса 1 «Бадминтон» 1 год обучения 2 год обучения Количество Формы часов за промежуточной весь период аттестации В т.ч В т.ч. В т. ч. Количество Теория Практ Количество Теори Практи Количество Теория Практи обучения уч. часов в уч. часов в уч. часов в ика я ка ка неделю/ в неделю/в неделю/в год год год 1/34 1 33 1/34 1 3 год обучения 33 1/34 1 33 102 ч межшкольные соревнования, судейство соревнований