Кружок игры на гитаре Бригантина

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Рассмотрено на Педагогическом совете

Утверждено приказом директора

от 30.08.2024, протокол №1

МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 №372

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

МАОУ «СОШ №26»
(художественная направленность)
«Кружок игры на гитаре «Бригантина»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 2 года

Автор:
Нечкина В.Г.,
педагог дополнительного
образования

Новоуткинск, 2024

Содержание
1
Пояснительная записка
2
Целевой раздел
3
Организационно-педагогические условия: объем, режим работы,
условия организации занятий.
4
Планируемые результаты
5
Содержание
6
Формы аттестации
7
Методическое обеспечение.
8
Материально-техническое обеспечение.
9
Список литературы
Приложения
Приложение №1
Учебный план
Образовательной программы
дополнительного образования
«Кружок игры на гитаре
«Бригантина»
Приложение № 3 Учебно-тематический план.
Приложение № 2 Календарный учебный график.

2
3
4
5
6
10
10
11
12
13

14
16

1

Пояснительная записка
Музыка может стать тем языком, с помощью
которого ты сможешь общаться с людьми. И
говорить с помощью гитары.
Роббер Ж.Видаль
Образовательная программа дополнительного образования «Кружок игра на гитаре
«Бригантина» создана на основе
авторской
Образовательной
программы
дополнительного образования объединения «Гитара и мы» Халамовой
Натальи
Анатольевны, педагога дополнительного образования.
Вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения в нашей стране
уделяется большое внимание. В общеобразовательной школе на уроках пения дети
получают первые музыкальные представления. Общее музыкальное развитие – обучение
игре на музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха, общего кругозора и
художественного вкуса, привитие практических навыков и знаний, необходимых для
участия в художественной самодеятельности, музицирования в быту и т.д. –
осуществляется в детских музыкальных школах, в музыкальных кружках и студиях.
Гитара – достаточно популярный музыкальный инструмент, который издавна
используется, как для сольный игры, так и для аккомпанемента. Из года в год у детей и
юношества остается не проходящей интерес к гитаре и песням под гитару, возрастает
количество ребят, стремящихся овладеть техникой игры на данном инструменте.
Доступность гитары, ее яркая и самобытная окраска, стремление к совместной творческой
деятельности повсюду объединяет учащихся в самостоятельные группы и микрогруппы. В
связи с этим возникла идея создания в нашем Доме творчества объединения, которое
собрало бы ребят, интересующихся гитарой во всех ее проявлениях.
Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимается музыкой в плане
общего музыкального развития, музыкальные программы составлены с таким расчетом,
чтобы предоставить возможность воспитанникам с самыми различными музыкальными
данными научиться аккомпанировать себе по слуху и буквенным обозначениям аккордов,
т.к. по данным современной музыкальной педагогики не существует людей, не способных
к музыке.
Для стабильной работы объединения была использована авторская программа,
которая претерпевает периодические изменения в ходе занятий.
Направленность дополнительной образовательной программы – художественная.
Образовательной областью программы является – искусство.
Предмет изучения – музыка (обучение игры на гитаре).
Отличительная особенность программы – сольное и аккордовое обучение игре
на шестиструнной гитаре без изучения нотной грамоты.
Сольное обучение осуществляется по Табулатуре (запись гитарной музыки без
нот). Простота и доступность этого метода позволяет в короткий срок научиться
исполнять несложный аккомпанемент и сольные пьесы.
Процесс обучения опирается на разнообразный песенный материал (репертуар),
включающий в себя композиторские и народные песни, романсы и авторские
произведения. Большое значение уделяется его духовному наполнению.
Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая
атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую
они играют, зачастую определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому так
важно правильно подобрать репертуар. Богатство песенного фонда позволяет активно
развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях
отражаются многие явления жизни.
Занятия по программе:
2







расширяют общий кругозор;
способствуют подъему общей музыкальной культуры;
развивают культуру общения;
помогают выявлению и развитию индивидуальных способностей;
способствуют развитию музыкально-эстетического вкуса.

Целевой раздел
Основной целью программы является – формирование интереса к музыкальному
искусству, воспитание художественного вкуса, развитие музыкально-творческих
способностей учащихся, гармоничного развития технических и художественных навыков
обучения игре на гитаре.
Задачи программы
Обучающие:
 познакомить с историей и современными направлениями развития музыкального
искусства
 научить владеть различными приемами игры на инструментах
Развивающие:
 развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность;
 развивать образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание;
 развивать природные задатки, творческий потенциал, фантазию;
Воспитательные:
 приобщить воспитанников к системе культурных ценностей;
 воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
 содействовать в определении выбора дальнейшего направления своей
деятельности.
Задачи I года обучения
Обучающие:
 обучить простейшим приемам игры на шестиструнной гитаре (акустической и
электрогитаре)
Развивающие:
 выявить и развивать музыкальные данные:
-мелодический и ритмический слух
-чувство лада
-чувство музыкального баланса
 формировать художественно-эстетический вкус
 формировать навыки сценической культуры.
Воспитательные:
 формировать культуру взаимоотношений и толерантности друг к другу;
 воспитать интерес к творческому труду и умение работать;
 воспитать волевые качества (внимание, сосредоточенность, настойчивость,
уверенность в себе).
Задачи II года обучения
Обучающие:
 обучить простейшим приемам игры на бас гитаре (по желанию);
 совершенствовать игру на акустической гитаре и электрогитарах (развитие
технических навыков исполнительства)
Развивающие:
 развивать комплекс исполнительских и слуховых навыков
3




развивать художественный вкус
развивать мыслительную деятельность

Воспитательные:
 воспитать навыки самостоятельной работы и творчества;
 выработать у воспитанников социально-ценные навыки поведения, общения,
группового согласованного действия;
Учебная деятельность носит ступенчатый характер, т.е. от простого к сложному.
1 ступень – первый год обучения: общие и индивидуальные занятия,
включающие теорию и практику.
2 ступень – второй год обучения: общие и индивидуальные занятия,
дифференцированно теорию, инструменты, постановку концертных номеров.
Основу учебно-воспитательной работы составляет овладение инструментами с
параллельным развитием музыкальных способностей и вокальных данных.
Набор учащихся в объединения производится по добровольному принципу и
собеседованию с педагогом. Основанием для отчисления служит личное нежелание
учащегося посещать занятия или отсутствие желания совершенствоваться. Возможен
прием в течение года.
Принципы реализации программы:
Принцип гуманизации: жизненный и педагогический опыт руководителя дает
возможность поделиться знаниями и опытом с учащимися. Создаются условия для
успешного овладения знаниями познания мира, расширения кругозора, развития умений и
навыков, т.е. развития воспитанника;
Принцип демократизации: поощрение учащихся за активную работу,
инициативу, творчество;
Принцип дифференциации и индивидуализации: учитываются возрастные,
психологические особенности учащихся;
Принцип развития (прогностичности): участие воспитанников в районных,
областных мероприятиях, конкурсах, концертах;
Принцип непрерывности: регулярное проведение занятий согласно программе в
определенной последовательности;
Реальность: полученные знаний по программе востребуются на практике при
организации вечеров, общения с людьми, выступления на сцене и т.д.

Организационно-педагогические условия
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Программа предусматривает переход воспитанников от одного курса к другому, в
зависимости от сложности и возраста детей. Она составлена с учетом личного опыта
педагога, занимающегося с учащимися уже более 15 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Рекомендуется для занятий подростков с 12 лет.
Педагогические принципы:
 непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором
предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих
новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает
возрастающую детскую компетентность);
 интеграция программных курсов, позволяющая осваивать не только отдельные
области, а целостную картину мира;
4










использование разнообразных форм организации занятий: группы, подгруппы,
индивидуальной работы;
развивающий характер обучения;
рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту);
обеспечение психологического комфорта;
уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и
мотивационную сферы;
формирование у ребенка адекватной самооценки;
создание ситуаций успеха;
личностно-ориентированный подход к воспитанникам.

Организация занятий:
В объединении занимаются воспитанники от 12 лет. Любой учащийся, независимо
от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной
скоростью будет идти к заданной цели. Поэтому для обучения формируются разные
возрастные группы, в которых учитываются также психологические, вокальномузыкальные и другие личностные особенности конкретных воспитанников.
Объединяя детей, мы стремимся, чтобы они могли учиться друг у друга и
сравнивать свои достижения в освоении инструмента и исполнения песен.
Единственное ограничение для занятий – возрастное, не раньше 12 лет, т.к. только
к этому возрасту формируется кисть руки, и воспитанник может без осложнений
справиться с заданиями на инструменте. В объединении с количественным составом не
более 12 человек занимаются на акустической гитаре с «железными» струнами.
Знакомство с программой начинается с Основного курса, где учащиеся знакомятся
с акустической гитарой, с освоения аккордов и приемами игры, теорией музыки, учатся
исполнять несложный аккомпанемент и сольные пьесы. Также знакомятся с творчеством
известных бардов и местных поэтов-песенников. Делают первые шаги в песенном
творчестве, овладевают техникой вокала.
Для более успешного освоения программы первого года обучения количество
человек в группе не должно превышать 10 человек, в которой учитываются возрастные,
психологические, вокально-инструментальные и другие личностные особенности
конкретных учащихся.
Режим работы – один раз в неделю по одному часу.
Обучение одновременно пению и аккомпанементу проводится на основе песен,
имеющих ценность текста.
Режим работы учащихся 2 года обучения – один раз в неделю по одному часу.
Вместе учащиеся (группа 1 и 2 года обучения) собираются для подготовки на
совместные концерты.
Планируемый результат I года обучения
Воспитанники должны знать:
- устройство акустической гитары;
-буквенно-цифровое
обозначение
простых
постановку(расположение) на грифе;
-теорию музыки (по программе)
-творчество известных бардов (по программе)
-правила безопасности труда и личной гигиены;

аккордов

и

их

Воспитанники должны уметь:
5

-самостоятельно настраивать гитару;
-исполнять несложный аккомпанемент;
-иметь представление о сценической культуре;
-вести себя в коллективе, правильно делать замечания товарищам.
Планируемый результат II года обучения
Воспитанники должны знать:
-устройство электро и бас гитары;
-буквенно-цифровое
обозначение
сложных
аккордов
и
их
постановку(расположение) на грифе;
-теорию музыки (по программе)
-творчество известных бардов (по программе)
-правила безопасности труда и личной гигиены;
Воспитанники должны уметь:
-исполнять развернутый аккомпанемент с привлечение ступеней лада;
-отличать на слух мажорные и минорные аккорды, септаккорды;
-играть
аккомпанемент
с
транспонированием,
уметь
самостоятельно
транспонировать из исходной тональности;
-оценивать
с
эстетической
точки
зрения
произведения
современной
эстрады.
Содержание
Реализация программы состоит из 4 этапов:
1. Ознакомительный или начало
 Педагогическая цель:
Создание мотивации у воспитанников.
 Цель образовательного процесса:
Знакомство с основами музыкально искусства и приобретение начальных знаний.
 Формы образовательного процесса:
Открытые занятия, беседы
 Методы образовательного процесса:
Наглядный, словесный, практический, игровой
2. Становление
 Педагогическая цель:
Закрепление и развитие мотивации у воспитанника.
 Цель образовательного процесса:
Освоение знаний, умений, навыков.
 Формы образовательного процесса:
Занятия, открытые занятия, контрольные занятия, беседы, просмотры видеофильмов,
прослушивание грамзаписи, концерты, кроссворды.
 Методы образовательного процесса:
Словесный, практический, демонстрационный
3. Расцвет
 Педагогическая цель:
Изменение мотивации у воспитанников на содержательную и внутреннюю.
 Цель образовательного процесса:
6

Развитие способности, потребности получать знания самостоятельно.
 Формы образовательного процесса:
Концерты, открытые уроки, авторские вечера (приложения)
 Методы образовательного процесса:
Словесный, практический, метод наблюдения, наглядный метод обучения.
4. Творчество
 Педагогическая цель:
Повысить уровень внутренней мотивации до энтузиазма.
 Цель образовательного процесса:
Углубление профессиональной ориентации с дальнейшим личностным, творческим и
культурным самоопределением.
 Содержание образовательного процесса:
Творческое.
 Формы образовательного процесса:
Творческие занятия, беседы, контрольные занятия, концерты
 Методы образовательного процесса:
Словесный, практический, творческий, научно-исследовательский.
В результате освоения данной программы формируется личность, обладающая
следующими качествами:
Модель выпускника
Интеллектуальная сфера
Практическая
Нравственная сфера Эстетическая сфера
сфера
Увлеченный
Трудолюбивый
Дисциплинированный Способный
Целеустремленный
Самостоятельный
Добрый
Музыкальный
Любознательный
Ответственный
Отзывчивый
Наблюдательный
Эрудированный
Творческий
Общительный
Культурный
Хорошо
развита
память, Терпеливый
Честный
Сильный
воображение, кругозор
Заинтересованный
Смелый
Красивый









Взаимодействие педагога с воспитанниками:
выбор старосты;
оказание помощи воспитанникам в организации школьных мероприятий;
анкетирование и тестирование;
соблюдение правил техники безопасности;
оформление стендов;
отдых на природе, фестивали бардовской песни;
проведение занятий, конкурсов, мероприятий.

Содержание программы
1 год обучения
Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи обучения, обоснование
необходимости. Правила безопасности и правила поведения в ДДТ. Знакомство с
коллективом, коммуникативные и психологические игры и упражнения, анкетирование
(см. Приложение).
Теория: из истории шестиструнной гитары: «Многоликая гитара», «Из глубины
веков», «Гитара в нашей стране», «Что может гитара», «Визит к мастеру»; устройство
7

гитары, подготовка инструмента к занятию, соответствие размера инструмента росту
исполнителя. Натяжка струн, регулировка высоты струн над грифом, устройство гитары,
строй шестиструнной гитары, правило настройки инструмента.
Практика: отработка правильной посадки гитариста и положение гитары при игре,
самостоятельная настройка инструмента.
Раздел 1. Теория музыки
Теория: понятие и определение новых терминов: гармония, аккомпанемент,
динамика, динамические оттенки, темп, ритм, тембр, тон, знаки альтерации, размер, такт,
жанры в музыке(танец, песня, марш)
Практика: определение размеров 2/4, 3/4, 4/4, упражнения, анализ на слух,
проверка и анализ степени усвоения, развитие навыков быстрой перестановки аккордов,
игра в различных темпах, слитное и слаженное групповое исполнение, одновременное
начало и окончание игры, точное исполнение длительностей, единство темпа,
согласованное изменение силы звука, звуковой баланс между инструментом и голосом.
Раздел 2. Освоение аккордов и приемов игры
Теория: положение левой руки на грифе гитары, положение правой руки на гитаре,
обозначение пальцев левой и правой рук, гитарных ладов, запись игры аккомпанемента
правой рукой, обозначение и запись аккордов, приемов игры, знаки и символы, аккорды
без баррэ, понятие баррэ. Аккорды баррэ.(дополнительный материал)
Практика: работа со звуком, игра на открытых струнах, игры на закрытых струнах,
смена позиций, разучивание упражнений на координацию рук и пальцев, способы
извлечения аккордов (без баррэ, с баррэ, септаккордов), игра по буквенно-цифровому
обозначении., приемы игры «бас-аккорд», «бас-щипок», приемы игры большим и
указательным пальцем, игра перебором (арпеджио), стаккато, легато, тремоло(игра с
медиатром), исполнение песен.
Раздел 3. Знакомство с творчеством авторов песен
Теория: знакомство с творчеством О.Митяева,А. Якушевой, Ю.Визбора, Ю.Ким, В.
Цоя, В. Высоцкого, местных поэтов-музыкантов. Музыкально-образовательные беседы и
слушание музыки. Авторская и бардовская песня. Жанровое разнообразие музыки,(танец,
марш, песня) роль исполнителя в создании песен.
Практика: разучивание и проигрывание песен Ю.Визбора, О.Митяева, Ю.Визбора и
т.д. Творческий поиск, проба самостоятельного написания.
Раздел 4. Исполнительское мастерство
 работа над техникой исполнения на инструменте
Практика: включает в себя работу над правильным извлечением звука на гитаре,
над ритмическим и мелодическим развитием.
 работа над вокальным мастерством
Теория: изучение механизма первичного звукообразования, понятие и определение
терминала «атака звука».
Практика: формирование навыков певческой установки, развитие слуха,
музыкальной памяти, вокальной артикуляции, певческого дыхания. Формирование
певческой эмоциональности и выразительности. Определение диапазона голоса и работа
над его расширением.
Разучивание мелодий, сложные места по интервалам. Работы над культурой речи,
фразировка, динамические оттенки. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата,
отработка правильного интонирования, пение в унисон, работа над динамическим
балансом вокала и музыкального инструмента.
 работа над концертным репертуаром

8

Теория: знакомство с понятием «сценическая культура», «сценический костюм»,
знакомство с правилами поведения за кулисами, во время исполнения концертных
номеров, с правилами поведения в концертном зале.
практика: подчинение движения характеру музыки и текста, постановка номеров,
работа над корпусом и осанкой, положение головы, создание художественного образа,
работа с зеркалами, отработка психологических задач, тренинги, репетиции.
2 год обучения
Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи обучения, обоснование
необходимости. Правила поведения в ДДТ, в школе. Правила техники безопасности при
работе с инструментом, правила правильной эксплуатации инструмента. Психологические
тесты, игры в коллективе. Повторение изученного песенного и сольного материала. Сбор
коллективного планирования внутригрупповой деятельности.
Раздел 1. Теория музыки
Теория: понятие и определение новых терминов: жанры в музыке,
темпоритмическая структура (с усложнением), полутон, тон, мажорные и минорные
тональности(формулы мажора и минора), модуляция
Практика: определение сложных размеров 6/8, 9/12 и т.д., упражнения, анализ на
слух, упражнения по транспозиции, проверка и анализ степени усвоения, развитие
навыков быстрой перестановки аккордов, игра в различных темпах, слитное и слаженное
групповое исполнение, одновременное начало и окончание игры, точное исполнение
длительностей, единство темпа, согласованное изменение силы звука, звуковой баланс
между инструментом и голосом.
Раздел 2. Освоение сложных аккордов и приемов игры
Теория: положение левой руки на грифе гитары, запись игры аккомпанемента
правой рукой, обозначение и запись аккордов, знаки и символы, сложные аккорды без
«баррэ», аккорды с «баррэ».
Практика: работа со звуком, игра на закрытых струнах и в табулатуре, смена
позиций, разучивание упражнений на координацию рук и пальцев, способы извлечения
аккордов, игра по буквенно-цифровому обозначению, приемы игры, игра перебором
(арпеджио), стаккато, легато, тремоло, исполнение песен.
Приемы игры: бой «восьмерочка» и другие.
Раздел 3. Знакомство с творчеством авторов песен
Теория: знакомство с творчеством В.Высоцкого, А. Розенбаума Ю.Кима,
В.ЦояВ.Миляева, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, местных поэтов-музыкантов. Музыкальнообразовательные беседы и слушание музыки. Авторская песня. Жанровое разнообразие
музыки, роль исполнителя в создании песен.
Практика: разучивание и проигрывание авторских песен. Творческий поиск, проба
самостоятельного написания.
Раздел 4. Исполнительское мастерство
(игра аккомпанемента, работа над техникой исполнения)
Теория: буквенное обозначение аккордов со знаками альтерации и расположение
их на грифе гитары (мажорные и минорные септаккорды и аккорды с секстой (см.
прил.).Развернутые
последовательности
аккордов.
Правила
транспонирования
последовательности аккордов. Правила транспонирования последовательности аккордов
из одной тональности в другую. Аппликатура мажорных и минорных гамм (см. прил.).
Практика: отработка постановки взаимозаменяемых аккордов соседних ступеней со
знаками альтерации. Закрепление навыка игры аккомпанемента в различных
тональностях. Закрепление навыка игры аккомпанемента с транспонированием.
Аккордная техника (быстрая и своевременная перестановка аккордов аккомпанемента).
Исполнение аккомпанемента с мелодическими вставками.
9

 работа над вокальным мастерством
Теория: появление вокального голоса. Управление дыханием. Интенсивность (сила
звука). Пение низких нот, пение высоких нот. Факторы, влияющие на голос.
Практика: пение мягким, округлым звуком. Упражнение на артикуляцию.
Унисонное пение. Элементы двухголосия. Работа над динамическим балансом вокала и
музыкального инструмента. Расширение певческого диапазона. Отработка правильного
интонирования.






Формы аттестации:
проверка домашнего задания;
участие в открытых занятиях;
участие в школьных мероприятиях;
участие в полугодовых и годовых отчетных мероприятиях;
участие музыкальных встречах, авторских вечерах и др.

Методическое обеспечение Образовательной программы дополнительного
образования.
Блок (раздел)
Формы занятий
Методы и приемы
Дидактический
материал, ТСО.
1. Вводное занятие
Учебное занятие
Объяснительноиллюстративный
(репродуктивный).
Рассказ, беседа,
демонстрация
2. Теория музыки
Учебное занятие,
ОбъяснительноГитара, плакаты,
занятие-практикум, иллюстративный,
наглядные пособия
индивидуальная
репродуктивный.
работа.
Рассказ, объяснения,
упражнения
(письменные,
воспроизводящие,
тренировочные)
3. Освоение аккордов и
приемов игры на
шестиструнной акустической
гитаре

1. Исполнительское
мастерство

Учебные занятия,
занятие-практикум:
подгрупповая,
парная работа,
индивидуальная.
Зачет,
контрольный опрос

Репродуктивный,
объяснительноиллюстративный.
Рассказ, объяснение,
беседа (вопросответ).
Упражнения
письменные в ТАВ,
воспроизводящие,
тренировочные,
устные.

Гитара, комплект
упражнений,
тестов, задач,
наглядные
пособия.

Учебное занятие

Репродуктивный,
объяснительноиллюстративный,
креативный,

Акустические
гитары

10

частично-поисковый.
Объяснение, беседа
(вопрос-ответ).

5. Работа над песней
(вокалом)

Репродуктивный,
объяснительноиллюстративный,
частично-поисковый.
Рассказ, объяснение,
упражнения,
творческие задания
Учебные занятия,
Объяснительнозанятие-практикум, иллюстративный,
учебное занятиепроблемный,
игра
частично-поисковый.
Практические
упражнения, игры,
тесты

Наглядные
пособия

7. Авторские встречи - вечера

Учебное занятие,
час песни, песни в
кругу, концерты

Гитары.

8. Концертная деятельность
(участие в мероприятиях
школы)

Учебные
мастерские,
конкурсные
выступления,
концерты,
тематические
мероприятия,
походы, экскурсии

6. Работа над техникой
исполнения
наинструмента(Культура
сцены)








Учебные занятия,
занятие-практикум,
индивидуальная
работа

Репродуктивный,
объяснительноиллюстративный.
Упражнения,
творческие задания
Креативный,
частично-поисковый,
репродуктивный.
Творческие задания,
игры, упражнения.

Гитары, реквизит
необходимый для
мероприятий.

Материально-техническое обеспечение.
Для занятий по программе каждый воспитанник обязан иметь музыкальный
инструмент – гитару.
Педагогом при объяснении теории используется доска, на которой пишется
оперативная информация или размещаются заранее подготовленные плакаты,
материалы.
Возможно использование на занятиях магнитофона или ПК для прослушивания
музыкальных произведений в учебных целях, так же для просмотра концертов
различных групп и исполнителей.
При проведении концертов следует использовать усиливающую звук аппаратуру,
микрофоны. Возможно использование видеоряда (мультимедийный экран,
проектов, ПК).
11

Список литературы для педагога:













Беспятова Н.К. Методика: Программа педагога дополнительного образования. –
М., 2003
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебное пособие. – М., 2010.
Добрынина Е.В. Любителям музыки посвящается. – М.: Сов. Композитор, 1980.
Дробницкий А.А. Понятие морали. – М., 1974.
Иванов К.А. Все начинается с учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Иванова В.А. Я учусь играть на гитаре. – М.: ООО Лабиринт Пресс, 2003.
Кабалевский Д.Д. Прекрасное пробуждает доброе. – М.: Просвещение, 1973.
Кабалевский Д.Д. Воспитание ума и сердца. – М.:Просвещение, 1984.
Кременштейн Б.А. Педагогика Г.Нейгауза. – М.: Музыка, 1984.
Слово о музыке. Сост. Григорович В., Андреева З. – М.:Просвещение, 1977.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.
Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. – Киев: Родяньская школа, 1983.



Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Использование технических и
аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методическое пособие. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004.




Третьякова Л.С. Страницы русской музыки. – М.: Знание, 1979.
Пухоль Э.В. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., «Советский композитор»,
1990.
Суханов В. Гитара для всех. – Р-на-Д., «Феникс», 1997.
Яковлев Е.Г. Эстетика. – М., 2009.




12

Приложение № 1
Учебный план
Образовательной программы
дополнительного образования
«Кружок игры на гитаре «Бригантина»
МАОУ «СОШ №26»
(художественная направленность)
основное общее образование
Программа «Кружок игры на гитаре «Бригантина» рассчитана на 2 года обучения,
предусматривает переход воспитанников от одного курса к другому, в зависимости от
сложности и возраста детей. Рекомендуется для занятий подростков с 12 лет. Состав
группы: разновозрастной. Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе не более 12
человек.
Особенность программы – сольное и аккордовое обучение игре на шестиструнной
гитаре без изучения нотной грамоты.
№ Наименова
п
ние курса
п

1

«Кружок
игры на
гитаре
«Бригантин
а»
(Сольное и
аккордовое
обучение игре
на
шестиструнной
гитаре)

1 год обучения

2 год обучения

Колич
Формы
ество промежуточно
часов й аттестации
В т.ч
В т.ч.
Количе Теория Прак Количест Теор Практ за весь
ство уч.
во уч.
тика
ия
ика перио
часов в
часов в
д
неделю/
неделю/в
обуче
в год
год
ния
1/37

10ч

27ч

1/37

7,5ч

29,5ч

74

Проверка
домашнего
задания; участие
в открытых
занятиях,
школьных
мероприятиях,
музыкальных
встречах

13

Приложение № 2
Учебно-тематический план
Образовательной программы
дополнительного образования
«Кружок игры на гитаре «Бригантина»
МАОУ «СОШ №26»
(художественная направленность)
основное общее образование
Первый год обучения (1 час в неделю)
№

1
1.1
1.2
1.3
1.4

2
2.1

2.2
2.3
2.4
2.5

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3

Раздел и тема
Вводное занятие
Теория музыки
Историческая справка о гитаре
Строй и настройка инструмента
Обозначение аккордов (буквенная система),
знакомство с табулатурой
Темпоритмическая структура, динамика звука,
знаки альтерации, тембр, размер, такт,
длительности звука, гармония.
Жанры в музыке
Освоение аккордов и прием игры
Посадка, постановка рук
Приемы игры для правой руки (перебор, бой,
щипок, щелчок)
Основные аккорды тональности Am
Основные аккорды тональности Em
Основные аккорды тональности Dm
Основные аккорды тональности Hm
Игра с «Барэ» и без него
(Дополнительный материал)
Знакомство с творчеством авторов
Олег Митяев
Виктор Цой
Ада Якушева
В.Высоцкий
Юлий Ким
Юрий Визбор
Исполнительское мастерство
Работа над техникой исполнения на
инструменте
Работа над вокальным мастерством
Работа над концертным репертуаром
Итого:

Всего
часов
1
6
1
2
1,5

Теория

Практика

1
3
1
1
0,5

3
1
1

1,5

0,5

1

10
4

3
1

7
3

1,5
1,5
1,5
1,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1

6
1
1
1
1
1
1
14
7

3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
-

3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
14
7

6
1
37

10

6
1
27

14

Второй год обучения(1 час в неделю)
№
1
1.2
1.3

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
4.3

Раздел и тема
Вводное занятие
Теория музыки
Жанры в музыке
Темпоритмическая структура (с усложнением)
Мажорные и минорные тональности, их
Формулы
Параллельные и одноименные тональности.
Транспонирование, модуляция
Освоение сложных аккордов и приемов
игры с усложнением
Баррэ, джазовые аккорды
Основные аккорды тональности Cm
Основные аккорды тональности Dm
Основные аккорды тональности Fm
Основные аккорды тональности Gm
Основные аккорды тональности Аm
Приемы игры с усложнением
Знакомство с творчеством авторов песен
А. Розенбаум
Ю.Ким
В.Цой
В. Высоцкий
В.Миляев
Б.Окуджава
Ю.Визбор
Исполнительское мастерство
Работа над вокальным мастерством
Работа над концертным репертуаром
Подбор последовательности аккордов для
аккомпанемента
Итого:

Всего
1
2
1
1

Теория
1
1
0,5
0,5

Практика
1
0,5
0,5

14

3

11

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
5
7
1
1
1
1
1
1
1
10
7
1
2
37

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

-

1
1
1
1
1
1
5
3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
10
7
1
2

7,5

29,5

3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
-

15

Приложение № 3
Календарный учебный график
Образовательной программы
дополнительного образования
«Кружок игры на гитаре «Бригантина»
МАОУ «СОШ №26»
(художественная направленность)
основное общее образование
Календарный учебный график составляется с учетом мнений участников
образовательных отношений, учетом региональных и этнокультурных традиций, с учетом
плановых мероприятий учреждений культуры региона, города, поселка. В МАОУ «СОШ
№ 26» – четвертная система организации учебного года.
Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности
(урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и
иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.
Занятия дополнительного образования (кружки, секции) организуются в другую для
обучающихся смену во внеучебное время и также в каникулярное время (кроме летних
каникул) с предусмотренным временем на обед.
Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
1. Начало учебного года в МАОУ «СОШ № 26» - 06.09.2021г.
2. Окончание учебного года 31 мая 2022 года.
3. Продолжительность учебного года – 37 недель.
4. Сроки проведения диагностики индивидуального развития учащихся в ходе
реализации дополнительных общеобразовательных программ: входная диагностика
– сентябрь 2021 года; промежуточная диагностика – в течение 2021 – 2022
учебного года; итоговая диагностика – май 2022 года.
В праздничные дни общий режим работы школы регламентируется приказом
директора школы, в котором устанавливается особый график работы.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».