Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» Рассмотрено на Педагогическом совете от 30.08.2024, протокол №1 Утверждено приказом и.о.директора МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МАОУ «СОШ №26» (техническая направленность) «Очумелые ручки» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 3 года Автор: Скорняков А.Н., педагог дополнительного образования Новоуткинск 2024 г. Содержание 1 2 3 4 5 6 7 Пояснительная записка Целевой раздел Организационно-педагогические условия: объем, режим работы, условия организации занятий. Содержание программы Тематическое планирование Материально-техническое обеспечение. Список литературы Приложения Приложение №1 Учебный план Приложение №2 Календарно-тематический планирование 3 3 4 5 5 7 8 9 10 2 Пояснительная записка В основе современного образования лежит принцип гуманизации. Согласно этой новой концепции образования, мир есть единая система, а человек, природа, общество и техника неразрывно связаны между собой. В широком плане она выступает как вид деятельности по сохранению и воспроизводству человека как социокультурного существа природы и общества, как культурного поля саморазвития. Итоговым показателем гуманизации образования является рост творческой активности обучающихся. Молодой человек, вступая в самостоятельную жизнь, должен иметь определенные навыки дизайна бытовых помещений. С этой целью создан кружок «Очумелые ручки», который объединяет учащихся 5-7 классов. Программа данного кружка разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ и построена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Технология». Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разделы и темы декоративно-прикладного творчества и научно-технической направленности. Дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки древесины. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Поэтому, программа кружка «Очумелые ручки» предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов. Настоящая программа включает в себя систему новых технологических процессов, развивает творческие способности и художественный вкус детей, воспитывает настойчивость, аккуратность, знакомит с практическим применением различных материалов и инструментов, дает много полезных навыков. Целевой раздел Основная цель программы – способствовать формированию у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека. При этом решаются следующие задачи: -формирование у школьников эстетического отношения к труду; -истории декоративно-прикладного искусства; -формирование навыков работы различными инструментами, материалами; -привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели; -ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; -развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи. Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса по художественной обработке древесины, которая требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда. Для решения задач эстетического и трудового воспитания осуществляются разнообразные педагогические средства, среди которых декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно. Ручной и технический творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов – это дожившая до наших дней форма 3 труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать себя и учить других. Задачи программы: Образовательные: Формирование и развитие у учащихся умений и навыков владения технологическими процессами; Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов; Способствовать запоминанию цифрового материала, как ориентира для понимания количественных характеристик, изучаемых объектов и явлений; Способствовать осознанию основного технологического материала. Развивающие: Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, её выразительности и оттенков); Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы); Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений); Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету; Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся; Способствовать развитию самостоятельности учащихся. Воспитывающие: Способствовать формированию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности; Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям. Профориентационные: Обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; Воспитывать уважение к работающему человеку. Организационно-педагогические условия Принцип реализации программы: Принцип научности; Принцип наглядности; Принцип доступности; Принцип дифференциации обучения; Принцип сочетания индивидуального и коллективного образования; Принцип активной деятельности учащихся; Принцип связи теории с практикой; Принцип гуманистической направленности. Предлагаемая программа рассчитана на 3 года обучения: 34 часа Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Комплектование групп проводится в сентябре. Обязательное условие на занятиях – соблюдение правил техники безопасности при работе на станках, с инструментами. Для нормальной работы кружка, соблюдения правил техники безопасности и требований по охране труда число обучающихся в группе должно соответствовать количеству рабочих мест и оборудования- не более 15 человек. Интегративный характер программы проявляется в том, что многие темы и разделы, дающие школьникам представление о декоративных изделиях, опираются на знания 4 истории, физики, черчения, конструкционных материалов. изобразительного искусства, технологии обработки Содержание программы Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела Столярная подготовка материала для работ по дереву Выпиливание лобзиком Токарная обработка древесины Резьба. Отделка древесины лакокрасочными материалами Художественное выжигание Выполнение творческих проектов Итого: Количество часов Всего Теория Практика 15 3 12 21 10 8 11 3 2 2 3 18 8 6 8 19 18 102 5 3 21 14 15 81 Тематическое планирование Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву – 15 часов. История художественной обработки древесины. Русское искусство художественной обработки древесины. Древние памятники искусства. История способов художественной обработки древесины. Заготовка материала Время заготовки. Выбор материала по назначению (для внешнего декора жилища и других построек; для обшивки дома, подзоров, фризов, карнизов; для наличников и всевозможной утвари; для мебели; для изделий, используемых при повышенной влажности; для подзоров, пчелин, балясин). Заделка трещин. Вставка. Выпиливание черновой болванки. Обработка формы щели. Заделка мелких трещин замазкой. Заделка сучков. Раздел 2. Выпиливание лобзиком –21час Демонстрация изделий с элементами выпиливания. Содержание работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Материалы, инструменты и приспособления . Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов. Характеристика инструмента и приспособлений. Подготовка материала к выпиливанию .Выбор материала. Наклеивание шпона. Удаление нижнего слоя рубашки. Лицевой слой рубашки. Распиливание чурака, капа на дощечки. Нанесение (перевод) рисунка. Нанесение сетки на бумагу. Перевод рисунка на бумагу. Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. Получение симметричного рисунка различными методами (с помощью кальки, с помощью копирки). Расположение рисунка на поверхности материала. Виды резьбы по дереву .Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Рабочее место выпиловщика, первоначальные навыки. Качество выпиливания. Пропиловка прямых и волнистых линий. Пропиловка тупых углов. Выпиливание острого угла двумя способами. Выпиливание шипов и пазов. Технические приёмы выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Дефекты выпиливания. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Работа над конструкцией и формой изделия. Формы изделий (плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы). Орнаменты, применяемые в работах лобзиком. Орнамент. Геометрический орнамент. 5 Растительный орнамент. Каллиграфический орнамент. Фантастический орнамент. Животный орнамент. Геральдический орнамент. Сетчатый орнамент (узор). Мотив. Раппорт. Пропорция ритм. Закон трехкомпонентности. Орнамент и его распределение на изделии Центр композиции. Техника выполнения орнамента при выпиловочных работах. Использование природных форм. Практические работы по теме. Раздел 3. Технология токарной обработки древесины-10 часов. Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение. Организация работ на токарном станке. Оснастка и инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества деталей. Графическая и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов. Правила безопасного труда при работе на токарном станке. Раздел 4. Резьба-8 часов. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях. Эстетические и эргономические требования к изделию. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной. Раздел 5. Отделка древесины лакокрасочными материалами – 11 часов. Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент. Технология чистовой обработки поверхности древесины. Материалы и их характеристика. Восстановление естественного цвета древесины. Отбеливание древесины. Инструменты. Техника безопасности и правила организации рабочего места учащихся при чистовой обработки поверхности материалов. Характеристика материала. Правила и особенности покрытия изделия олифой. Характеристика, особенности выполнения работы политурой, тампоном, губкой, кистью, распылителем. Технология просушки изделия после покрытия олифой. Травление древесины, лакировка, шлифовка Назначение лакирования древесины. Подготовка поверхности для лакирования. Характеристика процесса лакирования изделия. Основные правила лакирования изделий. Технология просушки изделия после лакирования. Практические работы по теме. Раздел 6. Художественное выжигание – 19 часов. История выжигания. Выжигание – творческий и увлекательный процесс. Появление выжигания. Искусство выжигания русских мастеров. Троицкая (Сергиево – Посадская) выжженая игрушка. Полоховско-майдановское выжигание. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Правила пожарной и электробезопасности. Правила промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганиюэлектровыжигатель. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок для электровыжигателя. Декорирование изделий выжиганием. Подготовка материалов. Перевод рисунка. Способы выжигания (плоское, глубокое, кислотой).Приёмы выжигания. Исправление ошибок, допущенных при выжигании. Основы композиции. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции. Форма и конструкция изделия. Способы подготовки древесины к работе. Выполнение контурного рисунка на древесине. Основные требования к инструменту. Уход за инструментом. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Приёмы выжигания. 6 Способы соединения деталей. Сборка изделия. Основные приёмы выжигания Классификация приемов выжигания. Технология основных приёмов выжигания. Выжигание штифтами. Изготовление штифтов из спирали электроплитки или утюга. Закрепление штифтов. Конструкция ручки для выжигания штифтами. Накаливание штифта. Получение разнообразных оттенков при выжигании. Украшение изделий из дерева выжиганием штифтами. Отделка изделия. Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Устранение дефектов. Отделка. Полирование. Технология полирования. Морение древесины (искусственное утемнение). Вощение древесины. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Форма и конструкция изделия. Назначение и виды орнамента. Симметрия. Изделия с трафаретными орнаментами при выжигании штифтами. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. Сложности сырой окраски. Практические работы по теме. Раздел 7. Выполнение творческих проектов-18 часов. Выбор темы проекта. Обоснование. Выбор материала, предварительная подготовка его к работе. Разметка изделия. Выполнение работ. Отделка. Нанесение разметки узора. Выжигание. Раскрашивание изделия гуашью. Нанесение узора электровыжигателем. Покрытие лаком. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 7. 8. Материально-технического обеспечения образовательного процесса Наименование объектов и средств материальноКоличество технического обеспечения Наборы столярного инструмента 15 Сверлильный станок 2 Выжигатель 5 Дрель электрическая 1 Наборы резцов 15 Лобзик ручной 15 Лобзик электрический 1 7 Список литературы: 1. Бабурова Г.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Выпуск 6. – М.: «Народное творчество», 2003. – 40 с. 2. Выжигание по дереву / С. Ю. Расщупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 192 с.: ил. – (Поделки – самоделки). 3. Выпиливание лобзиком: материалы, инструменты, техника выполнения / Сост. В.И. Рыженко. – М.: ЗАО «Траст Пресс», 1999. – 128 с 4. Логачѐва Л.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Выпуск 1. – М.: «Народное творчество», 2001. – 47 с. 5. Логачѐва Л.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Выпуск 2. – М.: «Народное творчество», 2004. – 40 с. 6. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба. Альбом орнаментов. Выпуск 2. – М.: «Народное творчество», 2001. – 40 с. 7. Нилова И.В. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 4. – М.: Издательство «Народное творчество», 2004. – 40 с. 8. Петросян О.А. Резьба по дереву. – М.: Издательство «Вече», 2005. – 176 с. 9. Резьба по дереву: Столярные работы, резьба по дереву, инкрустация / Сост. В.И. Рыженко. – М.: Махаон; Гамма Пресс 2000, 2000. – 512 с. – (Серия «Домашняя энциклопедия»). 10. Чупахин В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву: Учебно-практическое пособие. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004 . – 152 с. 8 Приложение № 1 Учебный план Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МАОУ «СОШ №26» (техническая направленность) «Очумелые ручки» Программа кружка «Очумелые ручки» рассчитана на 3 года обучения. Рекомендуется для занятий обучающихся 5-7 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Особенность программы – она включает в себя систему новых технологических процессов, развивает творческие способности и художественный вкус детей, воспитывает настойчивость, аккуратность, знакомит с практическим применением различных материалов и инструментов, дает много полезных навыков. 1 «Очумелые ручки» 1/34 7 27 1/34 9 25 3 год обучения 1/34 7 Практика В т. ч. Теория Кол-во уч. часов в неделю/в год Практика В т.ч. Теория Практика В т.ч 2 год обучения Кол-во уч. часов в неделю/в год 1 год обучения Теория Наименовани е курса Кол-во уч. часов в неделю/ в год № пп 27 Кол-во Формы часов промежуто за весь чной период аттестации обучен ия 102 ч Выставки работ, защита проектов 9 Приложение 2 Календарно тематическое планирование 1 год. 1 2 3-5 6 7 8-16 17 18-21 22 23 24 25-28 29 30-34 Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву Древесина. Породы древесины. Пиломатериалы. Древесные материалы. Подготовка материала. Раздел 2. Выпиливание лобзиком Материалы, инструменты и приспособления для работ с лобзиком. Нанесение (перевод) рисунка. (изделие 1,2,3,4) Выпиливание лобзиком. (изделие 1,2,3,4) Раздел 3. Отделка древесины лакокрасочными материалами Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы, инструмент. Пропитка олифой изделия из древесины. Травление древесины, лакировка, шлифовка. (изделие 1,2,3,4) Раздел 4. Художественное выжигание История выжигания. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Декорирование изделий выжиганием. Основы композиции. Основные приёмы выжигания. «Контурное выжигание» Декорирование изделий выжиганием. Раздел 5. Выполнение творческого проекта. Выбор темы проекта. Обоснование. Выбор материала. Изготовление творческого проекта. ВСЕГО Практика Наименование темы Теория № урока Всего Количество часов 5 2 3 Дата проведе ния 1 1 11 1 1 3 10 2 8 5 1 4 1 4 7 2 1 5 1 6 1 1 34 7 1 4 5 5 27 10 Календарно тематическое планирование 2 год. 1 2 3-5 6 7 8 910 11 12 1315 16 17 1819 20 2122 23 24 25 26-28 27 Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву История обработки древесины. Заготовка, подготовка материала. Заделка трещин. Подготовка материала. Заделка трещин. Раздел 2. Выпиливание лобзиком Материалы, инструменты и приспособления для работ с лобзиком. Подготовка материала к выпиливанию. Нанесение (перевод) рисунка. Выпиливание лобзиком. Практика Наименование темы Теория № урока Всего Количество часов 5 2 3 Дата провед ения 1 1 5 1 1 3 4 1 1 2 Раздел 3.Токарная обработка древесины Организация работ на токарном станке. Правила безопасного труда при работе на токарном станке. Подготовка заготовок. Токарные работы. 5 Раздел 4. Резьба Технология выполнения геометрической, резьбы по дереву. Правила безопасного труда. Нанесение рисунка. Выполнение элементов резьбы. 4 Раздел 5. Отделка древесины лакокрасочными материалами Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы, инструмент. Пропитка олифой изделия из древесины. Травление древесины, лакировка, шлифовка. Раздел 6. Художественное выжигание История выжигания. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Декорирование изделий выжиганием. Основы композиции. Основные приёмы выжигания. «Контурное выжигание» Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Раздел 7. Выполнение творческого проекта. Выбор темы проекта. Обоснование. Выбор 3 1 1 4 1 3 1 1 3 1 2 1 2 1 2 6 2 1 4 1 1 3 6 1 1 5 11 28-34 материала. Изготовление творческого проекта. ВСЕГО 34 9 5 25 Календарно тематическое планирование 3 год. 1 2-3 4-5 6 7 8 910 11 12 1315 16 17 1819 20 2122 23 Раздел 1. Столярная обработка материала. Выбор материала по назначению. Обработка строганием. Обработка пилением. Раздел 2. Выпиливание лобзиком Технические приёмы выпиливания орнамента. Дефекты выпиливания. Художественноэстетические основы выпиливания лобзиком. Подготовка материала к выпиливанию. Нанесение (перевод) рисунка. Выпиливание лобзиком. 5 Раздел 3.Токарная обработка древесины Разработка конструкции изделия. Правила безопасного труда при работе на токарном станке. Подготовка заготовок. Токарные работы. 5 Раздел 4. Резьба Технология выполнения ажурной резьбы. Правила безопасного труда. Нанесение рисунка. Выполнение элементов резьбы. 4 Раздел 5. Отделка древесины лакокрасочными материалами Восстановление естественного цвета древесины. Отбеливание древесины. Приемы, инструмент. Подготовка поверхности для лакирования. Лакирование изделия. Раздел 6. Художественное выжигание Приёмы выжигания. Исправление ошибок, допущенных при выжигании. 3 5 Теория Наименование темы Всего № урока 1 1 1 1 Практика Количество часов Дата провед ения 4 2 2 4 1 1 2 1 1 4 1 3 1 1 3 1 2 1 2 1 2 6 1 1 5 12 24 25-28 27 28-34 Выполнение контурного рисунка на древесине. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Раздел 7. Выполнение творческого проекта. Выбор темы проекта. Обоснование. Выбор материала. Изготовление творческого проекта. ВСЕГО 1 4 6 1 1 34 7 5 5 27 13