Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» Рассмотрено на Педагогическом совете от 30.08.2024, протокол №1 Утверждено приказом директора от 30.08.2024 №372 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МАОУ «СОШ №26» (физкультурно-спортивная направленность) «Спортивные игры» Возраст обучающихся: 9-10 лет Срок реализации: 1 год Автор: Нестерова О.С., педагог дополнительного образования Новоуткинск 2024 Пояснительная записка Рабочая программа «Спортивные игры» составлена на основе нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373; (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576). Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. 24.12.2018 г. на Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации) Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67); Примерной основной образовательной программы начального общего образования (от 08.04.2015 № 1/15) Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (выписка о санитарно-эпидемиологических требованиях к организации физического воспитания представлена в конце методического письма) Учебного плана МАОУ «СОШ №26» на 2023-2024 уч. год. Программа предназначена для повышения возможностей ребенка интеллектуальном развитии, взаимодействии с другими людьми. в обучении, Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное организация и проведение массовых спортивных мероприятий. общение, Направленность программы: физкультурно-спортивная. Актуальность выбора определена следующими факторами: На основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, быстрота реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое физическое здоровье. Занятия спортивными играми улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц, развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы, а также улучшают психические процессы (память, мышление, внимание), способствуют формированию у обучающихся знаний, умений и навыков. Адресат программы: Данная программа рассчитана для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы и направлена на формирование здорового образа жизни и развития активной личности. Объем и сроки освоения: Программа «Подвижные и спортивные игры» рассчитана на 1 год и реализуется за 34 часа (1 час в неделю) согласно учебно-тематическому плану. Форма обучения: очная. Состав группы: до 30 человек. Цель обучения: мотивация к здоровому образу жизни обучающихся посредством освоения различных подвижных игр и спортивных игр. Задачи курса: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за своё здоровье; развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры, спорта, гигиены; формирование у обучающихся устойчивого интереса и любви к подвижным и спортивным играм; обучение правилам игр и других физических упражнений игровой направленности; воспитание моральных и волевых качеств. Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности. Учебно-тематический план № 1 2 3 Раздел Подвижные игры Элементы баскетбола Элементы волейбола Тема Количество часов 8 13 13 Планируемые результаты Личностные результаты: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Метапредметные результаты: характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий общей физической подготовкой; организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами; управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность; умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты: планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической подготовки; изложение фактов истории развития физической подготовки, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; представление общей физической подготовки как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств; оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения; бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности; организация и проведение занятий общей физической подготовки с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки; характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их; подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов; выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости; выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях. Требования к уровню подготовки обучающихся: учащиеся должны знать и иметь представление: о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения; о физической нагрузке и способах ее регулирования; о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма; уметь: вести дневник самонаблюдения; подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой; выполнять игровые действия в баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам; оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях; демонстрировать уровень физической подготовленности Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Дата Тема Колво часов Техника безопасности на занятиях подвижными и спортивными 1 играми. Техника стоек, перемещений. Техника стоек, перемещений. Эстафеты. Подвижные игры 1 Техника стоек, перемещений. Ловля и передача мяча двумя руками 1 от груди. Игры Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Разучивание правил 1 игры на одно кольцо – стритбол. Ведение мяча ведущей рукой, правой и левой рукой - в движении. 1 Игры на развитие ловкости. Ловля и передача мяча различными способами. 1 Упражнения с предметами на развитие координации движений. 1 Игра в мини-баскетбол. Ведение мяча различными способами. Игра с элементами 1 баскетбола. Ведение мяча. Бросок мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра. 1 Ведение мяча. Бросок мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра. 1 Техника остановок различными способами. 1 Игра в мини-баскетбол. 1 Ловля и передача мяча. Игры на развитие быстроты реакции. 1 Технические действия в баскетболе. Упражнения с набивными 1 мячами, игры с мячом. Упражнения с гантелями, скакалками, мячами. Подвижные игры. 1 Игра в мини-баскетбол. 1 Техника безопасности на занятиях подвижными и спортивными 1 играми. Техника стоек, перемещений Упражнения с волейбольными мячами. Правила игры «пионербол» 1 Передача мяча одной рукой от плеча. Верхняя передача мяча. Подвижные игры с элементами волейбола. Силовые упражнения. Упражнения с партнером 1 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27 28. 29. 30. 31. 32 33 34 Техника безопасности при игре с мячом. Игры с мячом Техника нижней прямой подачи мяча. Игра с элементами волейбола. Правила игры в пионербол. Игра. Эстафеты с мячом Упражнения с предметами на развитие координации движений Пионербол. Развитие ловкости. Бросок мяча двумя руками снизу и ловля мяча Ловля и бросок мяча через сетку двумя руками от груди Бросок мяча одной рукой от плеча через сетку Закрепление навыков ловли и передачи мяча через сетку Учебная игра в пионербол Игры на развитие скоростно-силовых способностей Игры на совершенствование метаний Игры на развитие координации движений Игры и эстафеты 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Электронные ресурсы Режим дня, утренняя зарядка https://resh.edu.ru/subject/lesson/5736/main/ Физическая нагрузка и ЧСС https://resh.edu.ru/subject/lesson/6186/start/ Береги здоровье https://resh.edu.ru/subject/lesson/4595/start/194991/ Быстрота. Игра «Кто быстрее» https://resh.edu.ru/subject/lesson/4189/main/ Играем все https://resh.edu.ru/subject/lesson/6193/start/195311/ Подвижные игры https://resh.edu.ru/subject/lesson/4315/main/ Профилактика травматизма https://resh.edu.ru/subject/lesson/6188/start/194632/ Скоростно-силовые способности https://resh.edu.ru/subject/lesson/4628/start/195390/ Играем в волейбол https://resh.edu.ru/subject/lesson/6226/start/224995/ Баскетбол – игра командная https://resh.edu.ru/subject/lesson/6223/start/195944/ Развитие выносливости https://resh.edu.ru/subject/lesson/6477/main/