Студия изобразительного творчества

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Рассмотрено на Педагогическом совете
от 30.08.2024, протокол №1

Утверждено приказом директора
МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
МАОУ «СОШ №26»
(художественная направленность)
«Студия изобразительного творчества»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года

Автор:
Кичигина О.В.,
педагог дополнительного
образования

Новоуткинск
2024 г.

Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Пояснительная записка
Целевой раздел
Организационно-педагогические условия: объем, режим работы,
условия организации занятий.
Планируемые результаты
Содержание
Формы аттестации
Методическое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение.
Список литературы
Приложения
Приложение №1 Учебный план
Приложение №2 Учебно-тематический план

3
5
5
6
7
10
11
11
13
15
16

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе следующих документов:
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) (далее Концепция развития дополнительного образования детей);
2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утверждён президиумом Совета при Правительстве РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11) (далее –
Федеральный приоритетный проект);
3. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области»;
4. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП
«О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области»;
5. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162 – Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70 – Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
7. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273);
8. Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным программам);
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно –
эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей» (далее – СанПиН);
10. Письмо Минобрнауки России № 09 – 3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК – 641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально
–
психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей – инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей»);
12. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;

13. Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. П.5) образовательные программы самостоятельно
разрабатываются
и
утверждаются
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность.
Программа содержит художественную направленность. В системе дополнительного
образования ориентирована на развитие творческих способностей детей в различных
областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества,
воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего
профессионального образования. Основной целью данного направления является:
раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребёнка.
Студия изобразительного творчества в 1, 2, 3 и 4 классах является курсом
дополнительного образования детей. Данный курс направлен в основном на
формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является
условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников
ценностных эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение
основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально
открыть для себя волшебный мир изобразительного искусства, дизайна и декоративно –
прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Эта
программа включает и начинается с изучения творчества народов и поколений, что
позволяет приобщить ребят к природным образам и источникам народного искусства.
Основная идея программы – создание условий для раскрытия творческого потенциала
каждого обучаемого, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению
духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания,
созданию
условий
для
формирования
системы
нравственных
ценностей,
коммуникативной культуры.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях
современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов
саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как
средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора
специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые жизненные условия, в которых поставлены современные обучающиеся,
вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые
оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Среди многообразия видов творческой деятельности декоративно – прикладное искусство
и художественно – творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот
вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё
отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественно – практической деятельностью, по данной программе решают
не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают
интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. В силу того, что каждый ребёнок
является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими
особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как
можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества
технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора
для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и
способности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости
мышления.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого
интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству.
Целевой раздел
Цели курса:
 воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и
других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою
общественную позицию в искусстве и через искусство;
 развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и
навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
 развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
 совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
 развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
 освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и
общества;
 овладение
элементарной
художественной
грамотой;
формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой
деятельности,
разными
художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Организационно-педагогические условия
Программа адресована учащимся 1, 2, 3 и 4 классов. Набор детей свободный (по
желанию учеников и их родителей). Число обучающихся в группе не менее 10 человек.
Занятия проводятся во второй половине дня. Общее количество часов в год – 34 занятия.
Занятия проводятся 1 раз неделю.
В основу программы легли методы:
 использование медиа – ресурсов как источника информации;
 организация художественно – творческой деятельности учащихся;
 по степени активности познавательной деятельности – объяснительный,
иллюстративный, проблемный. Наряду с наглядными методами обучения
изобразительной деятельности;
 используются словесные методы и приёмы (беседы, объяснение, вопросы,
поощрения, совет, художественное слово, объяснительно – иллюстративный);
 информационно – рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий
формообразующие движения;

 личностно – ориентированный подход;
 практико – ориентированный подход.
Планируемые результаты
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной
деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Содержание курса
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовнонравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка,
формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,
их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на
развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовнонравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение
эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественнотворческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных
дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе,
окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках,
поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических

искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство
и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в
искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и
т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных:
общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет-основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина-раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы). Объём-основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин-раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картонсгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и
его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудия труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление
народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).
Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше – меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль
белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.

Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние форм предмета на представление о его характере.
Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм
линий, пятен цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и
рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время
года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи,
панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу (например, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К.
Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя – Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно – творческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно – прикладной и
художественно – конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно – прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией,
цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Формы аттестации
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является
оценивание учащихся.
Отличительной особенностью преподавания в студии является:
 участие в выставках и конкурсах;
 отчётная выставка творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
В процессе обучения преподавателю нужно учитывать особенности каждого ученика,
бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования, помогать в подборе
материала. Педагог внимательно следит за тем, чтобы учащиеся использовали полностью
отведённые программой часы работы над каждым заданием. Задача преподавателя в
процессе работы - уметь вовремя направить творческий замысел в нужное русло.
Критерии оценки работ учащихся
Для определения уровня учебно – творческой деятельности учащихся, используются
следующие критерии, объединяющие все компоненты художественно – образных качеств
учебных и творческих работ:
 композиция;
 аккуратность;
 самостоятельность;
 цветовое и колористическое решение;
 стилизация изображения;
 художественно – образная выразительность;
 технологическая последовательность.
В начале каждого занятия обсуждается объём работы, который нужно выполнить на
данном занятии.
Для определения и оценивания художественно – творческой деятельности учащихся
при работе проводится диагностика в 1 и 2 полугодии по трём основным уровням:
1 уровень.

Репродуктивный (низкий) – в работе преобладает воспроизводящая деятельность, рисунок
выполняется по образцу, используется традиционный сюжет в композиции,
колористическое решение ограничивается основными цветами.
Оценка «удовлетворительно».
2 уровень.
Продуктивный (средний) – в работе преобладает художественно – продуктивная
деятельность ведётся самостоятельный поиск художественного образца, в композиции
используются новые сюжеты, гармоничное сочетание цвета, стилизация выполнена в
сторону упрощения.
Оценка «хорошо».
3 уровень.
Творческий (высокий) – работа выполнена на продуктивно – творческом уровне,
осуществлена постановка целей и задач и найдены пути её самостоятельного решения,
стилизация выполнена в упрощённой или усложнённой форме, колористическое решение
отличается гармоничным сочетанием цвета.
Оценка «отлично».
Методическое обеспечение
Учебно-наглядные пособия.


Хрестоматии литературных произведений



к урокам изобразительного искусства.



Справочные пособия, энциклопедии по искусству.



Альбомы по искусству.




Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного
искусства и архитектуры.
Научно-популярная литература по искусству
Печатные пособия



Портреты русских и зарубежных художников.



Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.



Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.



Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека.



Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству.



Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
тематическими линиями учебной программы.



Дидактический раздаточный материал; карточки по художественной грамоте
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Информационно-коммуникативные средства



Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения. Электронные учебники.



Электронные библиотеки по искусству.



Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.



Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
Экранно-звуковые пособия






Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.
Видеофильмы или DVD-фильмы и презентации (памятники архитектуры;
художественные музеи; творчество художников, виды и жанры изобразительного
искусства, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство; художественные
стили и технологии и др.).
Слайды (диапозитивы) по основным темам курса
Технические средства обучения



Аудио/видеомагнитофон.



CD/DVD-проигрыватели.



Компьютер с художественным программным обеспечением.



Телевизор.



Проектор для демонстрации слайдов.



Мультимедийный проектор.



Магнитная доска.



Графический планшет.



Экран (на штативе или навесной).



Фотокамера цифровая.



Видеокамера цифровая
Учебно-практическое оборудование



Конструкторы.



Краски акварельные, гуашевые.



Тушь. Ручки с перьями.



Бумага формата А3, А4.



Бумага цветная.



Фломастеры.



Восковые мелки.



Кисти беличьи № 5, 10, 20.



Кисти из щетины № 3, 10, 13.К



Ёмкости для воды.



Стеки (набор).



Пластилин/глина.



Клей.



Ножницы.



Рамы для оформления работ.



Подставки для натуры
Модели и натурный фонд



Муляжи фруктов и овощей (комплект).



Гербарии.



Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.



Гипсовые геометрические тела.



Гипсовые орнаменты. 3—4 вида.



Модель фигуры человека.



Керамические изделия (вазы, кринки и др.).



Драпировки.



Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)
Игры и игрушки



Театральные куклы.



Маски
Цифровые образовательные ресурсы
1. Сайт «Про школу.ру»
2. Сайт «Открытый урок».
3. Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
4. Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
5. Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много
другое.




Список литературы
Примерная программа начального общего образования по изобразительному
искусству.
Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В.
Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко.
Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной
школы.
Учебно-методические комплекты
- учебники по изобразительному искусству:



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 класс;



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс;



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс;



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 4 класс;
- творческие тетради:



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное
искусство. Творческая тетрадь. 1 класс;



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное
искусство. Творческая тетрадь. 2 класс;



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное
искусство. Творческая тетрадь. 3 класс;



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное
искусство. Творческая тетрадь. 4 класс.
Методические пособия:



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 класс. Методическое
пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к
проведению уроков изобразительного искусства в 1 классе);



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. Методическое
пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к
проведению уроков изобразительного искусства во 2 классе);



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 3 класс. Методическое
пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к
проведению уроков изобразительного искусства в 3 классе);



Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 4 класс. Методическое
пособие.



Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к
проведению уроков изобразительного искусства в 4 классе).



Методические журналы по искусству.

Приложение № 1
Учебный план
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
МАОУ «СОШ №26»
(художественная направленность)
«Студия изобразительного творчества»
Программа «Студия изобразительного творчества» рассчитана на 4 года обучения. Программа адресована учащимся 1, 2, 3 и 4
классов. Набор детей свободный (по желанию учеников и их родителей). Число обучающихся в группе не менее 10 человек. Занятия
проводятся во второй половине дня. Общее количество часов в год – 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз неделю.
Особенность программы – создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого обучаемого, для его самореализации.
Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию
условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры.
№ Наимено
пп
вание
курса

1 год обучения

Кол-во
часов в
неделю
/ в год
1

«Студия
изобрази
тельного
творчест
ва»

1/34

2 год обучения

Количе
Формы
ство промежуточ
часов за
ной
В т.ч
В т.ч.
В т. ч.
В т. ч.
Кол-во
Кол-во
Кол-во
весь
аттестации
Теория Практ
Теори Практ
Теория Практи
Теория Практ
часов
в
часов
в
часов
в
период
ика
я
ика
ка
ика
неделю/
неделю/
неделю/
обучен
в год
в год
в год
ия
10,9ч

23,1ч

1/34

10,9

23,1

3 год обучения

1/34

10,9

23,1

4 год обучения

1/34

10,9

23,1

136 ч отчётная
выставка
творческих
работ

Приложение № 2
Учебно – тематический план
1 класс (34 ч.).
Дата

В том числе
Тема занятия
(общее количество часов)

план

факт

Занятие № 1. Введение в программу
курса «Студия изобразительного
творчества (1 ч.).
Восхитись красотой нарядной
осени (8 ч.).
Занятие № 2. Какого цвета осень.
Живая природа: цвет. Пейзаж в
живописи (1 ч.).
Занятие № 3. Твой осенний букет.
Декоративная композиция (1 ч.).
Занятие № 4. Осенние перемены в
природе. Пейзаж: композиция,
пространство, планы (1 ч.).
Занятие № 5. В сентябре у рябины
именины. Декоративная
композиция (1 ч.).
Занятие № 6. Щедрая осень. Живая
природа: форма. Натюрморт:
композиция (1 ч.).
Занятие № 7. В гостях у народного
мастера С. Веселова. Орнамент
народов России (1 ч.).
Занятие № 8. Золотые травы
России. Ритм травного узора
хохломы (1 ч.).
Занятие № 9. Наши достижения.
Что я знаю и могу. Наш проект (1).
Любуйся узорами красавицы
зимы (7 ч.).
Занятие № 10. О чём поведал
каргопольский узор. Орнамент
народов России (1 ч.).
Занятие № 11. В гостях у народной
мастерицы У. Бабкиной. Русская
глиняная игрушка (1 ч.).
Занятие № 12. Зимнее дерево.
Живая природа: пейзаж в графике
(1 ч.).
Занятие № 13. Зимний пейзаж: день
и ночь. Зимний пейзаж в графике (1
ч.).
Занятие № 14. Белоснежные узоры.

теоретические
часы

практические
часы

1

0

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

Вологодские кружева (1 ч.).
Занятие № 15. Цвета радуги в
новогодних игрушках.
Декоративная композиция (1 ч.).
Занятие № 16. Наши достижения. Я
умею. Я могу. Наш проект (1 ч.).
Радуйся многоцветью весны и
лета (15 ч.).
Занятие № 17. По следам зимней
сказки. Декоративная композиция
(1 ч.).
Занятие № 18. Зимние забавы.
Сюжетная композиция (1 ч.).
Занятие № 19. Защитники земли
Русской. Образ богатыря (1 ч.).
Занятие № 20. Открой секреты
Дымки. Русская глиняная игрушка
(1 ч.).
Занятие № 21. Открой секреты
Дымки. Русская глиняная игрушка
(1 ч.).
Занятие № 22. Краски природы в
наряде русской красавицы.
Народный костюм (1 ч.).
Занятие № 23. Вешние воды.
Весенний пейзаж: цвет (1 ч.).
Занятие № 24. Птицы - вестники
весны. Декоративная композиция (1
ч.).
Занятие № 25. «У Лукоморья дуб
зелёный…» Дерево – жизни
украшение. Образ дерева в
искусстве (1 ч.).
Занятие № 26. О неразлучности
доброты, красоты и фантазии.
Образ сказочного героя (1 ч.).
Занятие № 27. В царстве радуги –
дуги. Основные и составные цвета
(1 ч.).
Занятие № 28. В царстве радуги –
дуги. Основные и составные цвета
(1 ч.).
Занятие № 29. Красуйся красота по
цветам лазоревым. Цвет и оттенки
(1 ч.).
Занятие № 30. Красуйся красота по
цветам лазоревым. Цвет и оттенки
(1 ч.).
Занятие № 31. Какого цвета страна
родная. Пейзаж в живописи (1 ч.).
Занятие № 32. Какого цвета страна
родная. Пейзаж в живописи (1 ч.).

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

Занятие № 33. Какого цвета страна
родная. Пейзаж в живописи (1 ч.).
Занятие № 34. Наши достижения.
Что я знаю и могу. Наши проекты (1
ч.).

0,3

0,7

0,3

0,7

Учебно – тематический план
2 класс (34 ч.).
Дата

В том числе
Тема занятия
(общее количество часов)

план

факт

Занятие № 1. Введение в программу
курса «Студия изобразительного
творчества (1 ч.).
В гостях у осени. Узнай, какого
цвета земля родная (11 ч.).
Занятие № 2. Тема лета в искусстве.
Сюжетная композиция:
композиционный центр, цвета
тёплые и холодные (1 ч.).
Занятие № 3. Осеннее многоцветье
земли в живописи. Пейзаж:
пространство, линия горизонта и
цвет (1 ч.).
Занятие № 4. Самоцветы земли и
мастерство ювелиров. Декоративная
композиция: ритм, симметрия, цвет,
нюансы (1 ч.).
Занятие № 5. В мастерской мастера
– гончара. Орнамент народов мира:
форма изделия и декор (1 ч.).
Занятие № 6. Природные и
рукотворные формы в натюрморте.
Натюрморт: композиция, линия,
пятно, штрих, светотень (1 ч.).
Занятие № 7. Красота природных
форм в искусстве графики. Живая
природа. Графическая композиция:
линии разные по виду и ритму,
пятно, силуэт (1 ч.).
Занятие № 8. Разноцветные краски
осени в сюжетной композиции и
натюрморте. Цветовой круг:
основные и составные цвета,
цветовой контраст (1 ч.).
Занятие № 9. В мастерской мастера
– игрушечника. Декоративная

теоретические
часы

практические
часы

1

0

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

композиция с вариациями
филимоновских узоров (1 ч.).
Занятие № 10. Красный цвет в
природе и искусстве. Декоративная
композиция с вариациями знаков –
символов (1 ч.).
Занятие № 11. Найди оттенки
красного цвета. Натюрморт:
композиция, расположение
предметов на плоскости и цвет (1
ч.).
Занятие № 12. Загадки белого и
чёрного. Графика: линия, штрих,
силуэт, симметрия (1 ч.).
В гостях у чародейки – зимы (12
ч.).
Занятие № 13. В мастерской
художника Гжели. Русская
керамика: форма изделия и
кистевой живописный мазок (1 ч.).
Занятие № 14. Фантазируй
волшебным гжельским мазком.
Пейзаж: композиция, линия
горизонта, планы, цвет (1 ч.).
Занятие № 15. Маска, ты кто? Учись
видеть разные выражения лица.
Декоративная композиция:
импровизация на тему
карнавальной маски (1 ч.).
Занятие № 16. Цвета радуги в
новогодней ёлке. Сюжетная
композиция (1 ч.).
Занятие № 17. Храмы Древней
Руси. Архитектура: объёмы,
пропорция, ритм (1 ч.).
Занятие № 18. Измени яркий цвет
белилами. Пейзаж: пространство,
линия горизонта, планы, цвет и свет
(1 ч.).
Занятие № 19. Зимняя прогулка.
Сюжетная композиция: пейзаж с
фигурой человека в движении (1 ч.).
Занятие № 20. Русский изразец в
архитектуре. Декоративная
композиция: импровизация по
мотивам русского изразца (1 ч.).
Занятие № 21. Изразцовая русская
печь. Сюжетно – декоративная
композиция по мотивам народных
сказок (1 ч.).
Занятие № 22. Русское поле. Воины
– богатыри. Сюжетная композиция;

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

фигура воина на коне.
Прославление богатырей –
защитников земли Русской в
искусстве (1 ч.).
Занятие № 23. Народный
календарный праздник Масленица в
искусстве. Народный орнамент.
Узоры – символы весеннего
возрождения природы:
импровизация (1 ч.).
Занятие № 24. Натюрморт из
предметов старинного быта.
Композиция: расположение
предметов на плоскости (1 ч.).
Весна – красна! Что ты нам
принесла?
(10 ч.).
Занятие № 25. «А сама – то
величава, выступает будто пава…»
Образ русской женщины. Русский
народный костюм: импровизация (1
ч.).
Занятие № 26. Чудо палехской
краски. Сюжетная композиция:
импровизация на тему
литературной сказки (1 ч.).
Занятие № 27. Цвет и настроение в
искусстве. Декоративная
композиция. Пейзаж: колорит
весеннего пейзажа (1 ч.).
Занятие № 28. Космические
фантазии. Пейзаж: пространство и
цвет, реальное и символическое
изображение (1 ч.).
Занятие № 29. Весна разноцветная.
Пейзаж в графике: монотипия (1 ч.).
Занятие № 30. Тарарушки из села
Полховский Майдан. Народная
роспись: повтор и импровизации (1
ч.).
Занятие № 31. Печатный пряник с
ярмарки. Декоративная композиция:
прорезные рисунки с печатных
досок (1 ч.).
Занятие № 32. Русское поле.
Памятник доблестному воину.
Скульптура: рельеф, круглая
скульптура (1 ч.).
Занятие № 33. Братья наши
меньшие. Графика, набросок, линии
разные по виду и ритму (1 ч.).
Занятие № 34. Цветы в природе и

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

искусстве. Орнамент народов мира:
форма изделия и декор (1 ч.).

0,3

0,7

3 класс (34 ч.).
Дата

В том числе
Тема занятия
(общее количество часов)

план

факт

Занятие № 1. Введение в программу
курса «Студия изобразительного
творчества (1 ч.).
Осень. «Как прекрасен этот миря,
посмотри…» (11 ч.).
Осенний вернисаж. Красота и
разнообразие состояний осенней
природы.
Занятие № 2. Земля одна, а цветы на
ней разные. Натюрморт: свет, цвет,
форма (1 ч.).
Занятие № 3. В жостовском подносе
все цветы России. Русские лаки:
традиции мастерства (1 ч.).
Занятие № 4. О чём может
рассказать русский расписной
поднос. Русские лаки: традиции
мастерства (1 ч.).
Занятие № 5. Каждый художник
урожай своей земли хвалит.
Натюрморт: свет и тень, форма и
объём (1 ч.).
Занятие № 6. Лети, лети, бумажный
змей. Орнамент народов мира:
традиции мастерства (1 ч.).
Занятие № 7. Чуден свет – мудры
люди, дивны дела их. Лоскутная
мозаика: традиции мастерства (1 ч.).
Занятие № 8. Живописные
просторы Родины. Пейзаж:
пространство и цвет (1 ч.).
Занятие № 9. Родные края в росписи
гжельской майолики. Русская
майолика: традиции мастерства (1
ч.).
Занятие № 10. «Двор, что город,
изба, что терем». В мире народного
зодчества: традиции народного
мастерства (1 ч.).
Занятие № 11. «То ли терем, то ли

теоретические
часы

практические
часы

1

0

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

царёв дворец». В мире народного
зодчества: традиции народного
мастерства (1 ч.).
Занятие № 12. Каждая птица своим
пером красуется. Живая природа:
форма и цвет, пропорции (1 ч.).
Зима. « Красота и разнообразие
состояний зимней природы…»
(10 ч.).
Зимний вернисаж. Красота и
разнообразие состояний зимней
природы
Занятие № 13. Каждая изба
удивительных вещей полна.
Натюрморт: свет и тень, объём и
пропорции (1 ч.).
Занятие № 14. Русская зима. Пейзаж
в графике: чёрный и белый цвета (1
ч.).
Занятие № 15. Зима не лето, в шубу
одета. Орнамент народов мира:
традиции мастерства (1 ч.).
Занятие № 16. Зима за морозы, а мы
за праздники. Карнавальные
новогодние фантазии:
импровизация (1 ч.).
Занятие № 17. Всякая красота
фантазии да умения требует. Маски
– фантастические и сказочные
образы, маски ряженых (1 ч.).
Занятие № 18. В каждом посаде в
своём наряде. Русский народный
костюм: узоры – обереги (1 ч.).
Занятие № 19. Жизнь костюма в
театре. Сценический костюм героя:
традиции народного костюма (1 ч.).
Занятие № 20. Россия державная. В
мире народного зодчества:
памятники архитектуры (1 ч.).
Занятие № 21. «Город чудный…»
Памятники архитектуры:
импровизация (1 ч.).
Занятие № 22. Защитники земли
Русской. Сюжетная композиция:
композиционный центр (1 ч.).
Весна. «Как прекрасен этот мир,
посмотри…» (4 ч.).
Весенний вернисаж. Красота и
разнообразие состояний весенней
природы
Занятие № 23. Дорогие, любимые,
родные. Женский портрет:

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

выражение и пропорции лица (1 ч.).
Занятие № 24. Широкая Масленица.
Сюжетно – декоративная
композиция: композиционный
центр и цвет (1 ч.).
Занятие № 25. Красота и мудрость
народной игрушки. Русская
деревянная игрушка: развитие
традиции мастерства (1 ч.).
Занятие № 26. Герои сказки глазами
художника. Сюжетная композиция:
композиционный центр и цвет (1
ч.).
Лето. «Как прекрасен этот мир,
посмотри… (8 ч.).
Занятие № 27. Водные просторы
России. Морской пейзаж: линия
горизонта и колорит (1 ч.).
Занятие № 28. Цветы России на
павловопосадских платках и шалях.
Русская набойка: традиции
мастерства (1 ч.).
Занятие № 29. Всяк на свой манер.
Русская набойка: композиция и
ритм (1 ч.).
Занятие № 30. В весеннем небе –
салют Победы! Патриотическая
тема в искусстве. Декоративно –
сюжетная композиция: цвет (1 ч.).
Занятие № 31. Гербы городов
Золотого кольца России.
Символические изображения:
состав герба (1 ч.).
Занятие № 32. Сиреневые
перезвоны. Натюрморт: свет и цвет
(1 ч.).
Занятие № 33. У всякого мастера
свои затеи. Орнамент народов мира:
традиции мастерства (1 ч.).
Занятие № 34. Наши достижения. Я
знаю. Я могу. Наш проект (1 ч.).

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

1

4 класс (34 ч.).
Дата

В том числе
Тема занятия
(общее количество часов)

план

факт

Занятие № 1. Введение в программу
курса «Студия изобразительного
творчества (1 ч.).
Восхитись вечно живым миром
красоты (11 ч.).
Занятие № 2. Целый мир от красоты.
Пейзаж: пространство,
композиционный центр, цветовая
гамма, линия, пятно (1 ч.).
Занятие № 3. Древо жизни – символ
мироздания. Наброски и зарисовки:
линия, штрих, пятно, светотень (1 ч.).
Занятие № 4. Мой край родной. Моя
земля. Пейзаж: пространство, планы,
цвет, свет
(1 ч.).
Занятие № 5. Цветущее дерево –
символ жизни. Декоративная
композиция: мотив дерева в народной
росписи (1 ч.).
Занятие № 6. Птица – символ света,
счастья и добра. Декоративная
композиция: равновесие красочных
пятен, узорные декоративные
разживки, симметрия, ритм, единство
колорита (1 ч.).
Занятие № 7. Конь – символ солнца,
плодородия и добра. Декоративная
композиция: линия, силуэт с
вариациями городецких разживок (1
ч.).
Занятие № 8. Связь поколений в
традициях Городца. Декоративная
композиция с вариациями городецких
мотивов: ритм, симметрия, динамика,
статика (1 ч.).
Занятие № 9. Знатна Русская земля
мастерами и талантами. Портрет:
пропорции лица человека (1 ч.).
Занятие № 10. Вольный ветер –
дыхание земли. Пейзаж: линии,
штрихи, точки, пятно, свет (1 ч.).
Занятие № 11. Движение – жизни
течение. Наброски с натуры, по
памяти и представлению:
подвижность красочных пятен, линий

теоретические
часы

практические
часы

1

0

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

(1 ч.).
Занятие № 12. Осенние метаморфозы.
Пейзаж: колорит, композиция (1 ч.).
Любуйся ритмами в жизни
природы и человека (14 ч.).
Занятие № 13. Родословное дерево –
древо жизни, историческая память,
связь поколений. Групповой портрет:
пропорции лица человека,
композиция (1 ч.).
Занятие № 14. Двенадцать братьев
друг за другом бродят… Декоративно
– сюжетная композиция: приём
уподобления, силуэт
(1 ч.).
Занятие № 15. Год не неделя –
двенадцать месяцев впереди.
Иллюстрация к сказке: композиция,
цвет (1 ч.).
Занятие № 16. Новогоднее
настроение. Колорит: гармоническое
сочетание родственных цветов (1 ч.).
Занятие № 17. Твои новогодние
поздравления. Проектирование
открытки: цвет, форма, ритм,
симметрия (1 ч.).
Занятие № 18. Зимние фантазии.
Наброски и зарисовки: цвет, пятно,
силуэт, линия (1 ч.).
Занятие № 19. Зимние картинки.
Сюжетная композиция: линия
горизонта, композиционный центр,
пространственные планы, ритм,
динамика (1 ч.).
Занятие № 20. Ожившие вещи.
Натюрморт: форма, объём предметов,
их конструктивные особенности,
композиция (1 ч.).
Занятие № 21. Выразительность
формы предметов. Декоративный
натюрморт: условность формы и
цвета, чёрная линия, штрихи в
обобщении формы предметов (1 ч.).
Занятие № 22. Русское поле.
Бородино. Портрет. Батальный жанр
(1 ч.).
Занятие № 23. «Недаром помнит вся
Россия про день Бородина»
Сюжетная композиция:
композиционный центр, колорит (1
ч.).
Занятие № 24. Образ мира в

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

народном костюме и внешнем
убранстве крестьянского дома.
Образы – символы. Орнамент: ритм,
симметрия, символика (1 ч.).
Занятие № 25. Народная расписная
картинка – лубок. Декоративная
композиция: цвет, линия, штрих (1
ч.).
Занятие № 26. Народная расписная
картинка – лубок. Декоративная
композиция: цвет, линия, штрих (1
ч.).
Восхитись созидательными силами
природы и человека (8 ч.).
Занятие № 27. Вода – живительная
стихия Проект экологического
плаката: композиция, линия, пятно (1
ч.).
Занятие № 28. Повернись к
мирозданию. Проект экологического
плаката в технике коллажа (1 ч.).
Занятие № 29 – 30. Русский мотив.
Пейзаж: композиция, колорит,
цветовая гамма, пространство (2 ч.).
Занятие № 31. Всенародный праздник
– День Победы. Патриотическая тема
в искусстве: образы защитников
Отечества (1 ч.).
Занятие № 32. «Медаль за бой, за
труд из одного металла льют».
Медальерное искусство: образы –
символы (1 ч.).
Занятие № 33 – 34. Орнаментальный
образ в веках. Орнамент народов
мира: региональное разнообразие и
национальные особенности
(2 ч.).

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,6

1,4

0,3

0,7

0,3

0,7

0,6

1,4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».