Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» Рассмотрено на Педагогическом совете от 30.08.2024, протокол №1 Утверждено приказом директора МАОУ «СОШ №26» от 30.08.2024 № 372 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МАОУ «СОШ №26» (художественная направленность) «Вокальная студия «Радуга» Возраст обучающихся: 13-17 лет Срок реализации: 3 года Автор: Иванова В.С., педагог дополнительного образования п.Новоуткинск 2024 Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Пояснительная записка Целевой раздел Организационно-педагогические условия: объем, режим работы, условия организации занятий. Планируемые результаты Содержание Формы аттестации Методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение. Список литературы Приложения Приложение №1 Учебный план Приложение №2 Учебно-тематический планирование Приложение №3 Календарно-тематическое планирование 2 3 4 5 5 8 10 11 12 13 14 16 Пояснительная записка В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, разработанной в Академии образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом. В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокальнохоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности. Оно имеет ряд особенностей, способствующих эстетическому развитию обучающихся, благодаря своей коллективной природе и качеству музыкального "инструмента" - голоса. Коллективность выступает как главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с детства - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, а значит, здоровья ребенка. Данная дополнительная образовательная программа вокальной студии направлена на формирование целостного отношения к музыке как виду искусства, на комплексное развитие личности и творческое самовыражение обучающихся. Программа предусматривает непрерывность и преемственность обучения и воспитания, сочетание разнообразных форм деятельности, воспитательных и образовательных мероприятий, логическое использование традиционного и современного музыкального материала, инновационных и здоровье сберегающих технологий. Программа отличается демократичностью (работа со всеми желающими), а также дифференцированностью музыкального образования (углубленная работа с музыкально одаренными детьми). Программа очень тесно связана, а также является логическим продолжением школьного курса предмета "Музыка" на всех его этапах обучения, а также прослеживаются связи в образовательных областях предметов литературы, истории, русского языка и литературы (что находит отклик в репертуаре коллективов), физкультуры (т.к. решается задача физического развития обучающихся). Также в основу данной программы положены многие аспекты (принципы и методы вокально-хоровой работы) ведущих музыкантовхоровиков в области детского хорового исполнительства: В. Попова, Г. Струве, Д. Огороднова, П. Емельянова, Вл. Соколова и др. Направленность дополнительной образовательной программы – художественная. Образовательной областью программы является – искусство. Предмет изучения – музыка (вокальное творчество). Отличительная особенность программы – дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Дополнительная образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Целевой раздел Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. В ходе достижения цели предполагается решение следующих Задачи программы: Обучающие: сформировать навыки певческой установки обучающихся; научить использовать при пении мягкую атаку; сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно; обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Развивающие: развивать гармонический и мелодический слух; совершенствовать речевой аппарат; развивать вокальный слух; развивать певческое дыхание; развивать преодоление мышечных зажимов; развивать артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; развивать гибкость и подвижность мягкого нёба; расширить диапазон голоса; развивать умение держаться на сцене. Воспитательные: воспитать эстетический вкус учащихся; воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; воспитать чувство коллективизма; способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами; воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества; воспитать готовность и потребность к певческой деятельности Организационно-педагогические условия В отличие от существующей программы данная программа предусматривает Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 13-17 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения - младшая, средняя и старшая группы. Занятия проводятся один раз в неделю по 1часа, всего 34 часа в год. Младшая группа – первый год обучения – это дети -13-14 лет. Средняя группа – второй год обучения – дети 14-15 лет. Старшая группа – 15-16 лет. Состав участников группы не более 12 человек. Предполагаемые результаты обучения: предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны: - чисто интонировать, петь на дыхании; - петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; -должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус; Предполагается, что в конце 2 и 3 года обучения обучающиеся должны: - петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; — петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; — понимать дирижёрские жесты и следовать им; — знать средства музыкальной выразительности; — петь под фонограмму в группе и соло; — уметь преодолевать мышечные зажимы; — уметь вести себя в коллективе. Планируемые результаты Общие критерии оценивания результатов Владение знаниями по программе. Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе. Уровень воспитанности и культуры учащихся. Творческий рост и личностные достижения воспитанников. Критерии замера прогнозируемых результатов Педагогическое наблюдение Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через: проведение открытых занятий с их последующим обсуждением; участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; концертную деятельность. Содержание Содержание тем программы I год обучения 1. Вводное занятие. Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Радуга». 2. Вокально-хоровые работы 2.1 Пение произведения Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкальновыразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. 2.2 Пение учебно-тренировочного материала: Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. 2.3 Пение импровизаций: Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. 3. Слушание музыки: Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры. Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». «Понятие настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций. 4. Музыкальная грамота: Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр. 5.Организационно -массовая деятельность: Принять участия в классных, школьных мероприятиях. « Осенний бал», «Новогодний калейдоскоп», «Поздравление для мам», «До свидания, школа». 2 - год обучения 1. Вводное занятие. Владение своим голосовым аппаратом. Закрепление знаний о строении голосового аппарата. Знакомство с основами музыкальной культуры. 2. Вокально-хоровые работы 2.1 Пение произведения Народная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста. Классика – анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления. Современная песня – знание структуры песни. Цепное дыхание. Понятие «легато», «нон легато», «стаккато». Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам. Совершенствование правильного дыхания. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. 2.2 Пение учебно-тренировочного материала: Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические упражнения с пением. Упражнения для расширения диапазона. 2.3 Пение импровизаций: Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы. Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения. 3. Слушание музыки: Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни. Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки. Понимание настроения и характера произведений. 4. Музыкальная грамота: Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой. Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса. Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото. 5. Организационно-массовая деятельность: Принять участия в классных, школьных, городских, областных мероприятиях. « Осенний бал», «Новогодний калейдоскоп», «Поздравление для мам», «До свидания, школа», «Праздник искусств» 3-ий год обучения. 1. Вводное занятие. Умение владеть голосовым аппаратом при пении различных упражнений и песен. Музыкальная теория. Профилактика и гигиена голоса. 2. Вокально-хоровые работы 2.1 Пение произведения Народная песня – раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни. Классика – формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Современная песня – средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации. Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Формирование навыков исполнения на три голоса (ансамблевая работа). Правила охраны голоса в предмутационный период. 2.2 Пение учебно-тренировочного материала: Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Дикционные упражнения. 2.3 Пение импровизаций: Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. Коллективное исполнение песен. Метод сценической импровизации. Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды. 3. Слушание музыки: Связь с другими видами искусства. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях. Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям. Слушать и учиться узнавать песни разных народов. 4. Музыкальная грамота: Ознакомление с двумя видами мажора и тремя видами минора. Понятие «размер», знакомство с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. понятие «пауза». Слушание многоголосных хоровых произведений. Совершенствование понятий «нотная запись», «нотный стан» Предполагается, что в конце 3 года обучения обучающиеся должны: - петь в диапазоне: первые голоса — си м. октавы – ми 2-ой октавы; вторые голоса – ля м. октавы – ре 2 октавы.; — соблюдать при пении певческую установку; — петь на цепном дыхании; — уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; — уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню; — уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни; — уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ; — петь под фонограмму 2-голосные произведения. — обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; — испытывать потребность к певческой деятельности. Формы аттестации Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) Педагогические наблюдения. Открытые занятия с последующим обсуждением. Итоговые занятия. Концертные выступления. Конкурсы, фестивали, смотры. Способы диагностики и контроля результатов Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май) Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений. Диагностика Основные параметры Период Способ степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям Первичная природные физические данные каждого ребенка сентябрь, октябрь наблюдение уровень развития общей культуры ребенка высокий уровень исполнения песенного произведения степень развития интеллек-туальных, художественно-творческих Промежуточная декабрь способностей ребенка, его личностных качеств уровень развития общей культуры ребенка высокий уровень исполнения песенного произведения Итоговая степень развития интеллек-туальных, художественно-творческих май способностей ребенка, его личностных качеств уровень развития общей культуры ребенка концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры Таблица развития музыкальных способностей детей в хоровом и сольном пении. № Фамилия Диапазо Чистота ритмичност Формировани дыхани п. Имя н интонировани ь е е п учащегос голоса я гласных я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Уровни развития музыкальных способностей: Отлично Достаточно Удовлетворительно Не развито Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах. Формы и виды контроля. 1 год обучения № Вид контроля 1. Входящий контроль. Прослушивание 2. Творческий отчёт 3. Участие в концертных мероприятиях школы, конкурсах муниципального уровня 2 год обучения № Вид контроля 1. Зачетное занятие «Песенные жанры» 2. Отчёт полугодовой, годовой 3. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня 3 год обучения № Вид контроля Сроки выполнения сентябрь декабрь январь-май Сроки выполнения ноябрь декабрь в течение года Сроки выполнения 1. Зачётная занятие «Музыкальная грамотность» ноябрь 2. Отчёт полугодовой, годовой январь, май 3. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня в течение года Методическое обеспечение Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения: – наглядно-слуховой; – наглядно-зрительный; – репродуктивный; Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. Алгоритм учебного занятия: каждое занятие строится по схеме: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов; – работа над произведением; – анализ занятия; – задание на дом. Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана. Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года. Выставка фотоматериала из выступлений студии. Итоговое занятие. Урок-концерт. Успехи, результат. Беседа о вокальной студии. Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах. Материально-техническое оснащение Оборудование ТСО стол педагога – 1 шт. магнитофон – 1 шт. стул педагога – 1 шт. фортепиано (синтезатор) – 1 шт. стул обучающегося – 1 шт. ноутбук (компьютер для педагога) – 1 шт. инструмент (фортепиано, синтезатор) – 1 шт. шкаф – 1 шт. тумба под магнитофон – 1 шт. мультимедийная установка – 1 шт. усилительная аппаратура Дидактический и наглядный материал фонотека нотная литература видеотека микрофоны – 6 шт. Микшерный пульт – 1 шт. Материально-техническое обеспечение 1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки). 2. Наличие репетициального зала (сцена). 3. Фортепиано, сентизатор. 4. Музыкальный центр, компьютер. 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». 6. Электроаппаратура. 7. Зеркало. 8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала). 9. Нотный материал, подборка репертуара. 10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 11. Записи выступлений, концертов. Список литературы 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998. 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. Список литературы, рекомендованной для детей. 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998 2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996. 4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов. 6. Старинные и современные романсы.- М., 2003. Приложение к программе по вокалу Примерный репертуарный план (вокальная группа) «Колечко» народная песня «Тонкая рябина» народная песня «У церкви стояла карета» народная песня «Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв «А напоследок я скажу» муз. А. Петров, сл. Б. Ахмадулина «Чёрное и белое» муз. Э. Колмановский, сл. М. Танич «Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов «Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной «Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной «Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной «Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной «Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой «Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой «Мы станичный запомним вечера» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной «Мотылёк» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной «Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник «Лети, лето» муз. и сл. Н. Осошник «Мы желаем счастья вам» муз. и сл. С. Намина «Вместе песню запоём» «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой «Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной «Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной «Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой «Звёзды молчат» муз. и сл. Д. Никольский «Планета детства» муз. и сл. В. Цветков «Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева «Вороны» муз. муз. и сл. И. Орехов «Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков «Письма» муз. и сл. К. Попов «Господа офицеры» муз. и сл. О. Газманов Приложение № 1 Учебный план Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МАОУ «СОШ №26» (художественная направленность) «Вокальная студия «Радуга» Программа «Вокальная студия «Радуга» рассчитана на 3 года обучения – младшая, средняя и старшая группы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 13-17 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Занятия проводятся один раз в неделю по 1часу, всего 34 часа в год. Младшая группа – первый год обучения – это дети -13-14 лет. Средняя группа – второй год обучения – дети 14-15 лет. Старшая группа – 15-16 лет. Состав участников группы не более 12 человек. Особенность программы – дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. № пп Наименование курса 1 «Вокальная студия «Радуга» 1 год обучения 2 год обучения Количество Формы часов за промежуточной весь период аттестации В т.ч В т.ч. В т. ч. Количество Теория Практ Количество Теори Практи Количество Теория Практи обучения уч. часов в уч. часов в уч. часов в ика я ка ка неделю/ в неделю/в неделю/в год год год 1/34 8 26 1/34 8 3 год обучения 26 1/34 8 26 102 ч Творческий отчёт Приложение № 2 Учебно-тематическое планирование 1-ый год обучения. № Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем Всего Теорет. учебные занятия 1. 2. 2.1 Вводное занятие Вокально-хоровые работы Пение произведений: 1 5 2.2 классика народная песня современная песня Пение учебно-тренировочного материала 2 3 4 5 2.3 Пение импровизаций 2 Слушание музыки Музыкальная грамота Организационно-массовая деятельность ИТОГО: 34 часа 4 4 4 3. 4. 5. Практич. учебные занятия 1 1 4 2 2 3 4 3 2 2 2 2 2 4 Учебно-тематическое планирование 2-ой год обучения. № 1. 2. 2. Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем Всего Теорет. учебные занятия Вводное занятие Вокально-хоровые работы Пение произведений: 1 5 классика народная песня современная песня Пение учебно-тренировочного материала 2 3 4 5 Пение импровизаций 2 Слушание музыки Музыкальная грамота Организационно-массовая деятельность ИТОГО: 34 часа 4 4 4 Практич. учебные занятия 1 1 4 2 2 3 4 3 1 2. 2 2. 2 3 3. 4. 5. 2 2 2 2 4 Учебно – тематическое планирование 3-ий год обучения. № 1. 2. 2. Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем Всего Теорет. учебные занятия Вводное занятие Вокально-хоровые работы Пение произведений: 1 5 классика народная песня современная песня Пение учебно-тренировочного материала 2 3 4 5 Пение импровизаций 2 Слушание музыки Музыкальная грамота Организационно-массовая деятельность ИТОГО: 34 часа 4 4 4 Практич. учебные занятия 1 1 4 2 2 3 4 3 1 2. 2 2. 2 3 3. 4. 5. 2 2 2 2 4 Приложение № 3 № п.п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 дата Календарно-тематическое планирование. 1-ый год обучения. коррект Тематическое планирование ировка Вводное занятие. Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Капельки». Вокально-хоровая работа. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр. Слушание музыки: Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры. Пение учебно-тренировочного материала: Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкальновыразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Музыкальная грамота: Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Организационно-массовая деятельность. Вокально-хоровые работы: Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Пение импровизаций: Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Слушание музыки: Знакомство с творчеством русских композиторов. Музыкальная грамота: Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Пение учебно-тренировочного материала: вокальные упражнения для правильного формирования звука. Современная песня – работа над чистотой интонирования по интервалам. Организационно-массовая деятельность Вокально-хоровые работы: Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Знакомство с творчеством современных композиторов. Слушание музыки: объяснение понятия «выразительные средства музыки». Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Классика. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, композиторов. Организационно-массовая деятельность Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. «Понятие настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. Организационно-массовая деятельность 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 дата №у № п.п. 1 2 3 корре ктиро вка Календарно-тематическое планирование. 2-ой год обучения. Тематическое планирование Вводное занятие. Владение своим голосовым аппаратом. Закрепление знаний о строении голосового аппарата. Знакомство с основами музыкальной культуры. Пение учебно-тренировочного материала: Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Пение произведения. Народная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста. 4 Слушание музыки: Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни. 5 Музыкальная грамота: Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой. Пение импровизаций: Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы. Вокально-хоровые работы: упражнения для расширения диапазона. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Организационно-массовая деятельность Классика – анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления. Слушание музыки: Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки. Понимание настроения и характера произведений. Вокально-хоровая работа: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Современная песня – знание структуры песни. Цепное дыхание. Музыкальная грамота: пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Пение импровизаций: инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Организационно-массовая деятельность Народная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста. Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам. Пение с различным темпом, ритмом, динамикой. Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения. Современная песня – знание структуры песни. Цепное дыхание. Понятие «легато», «нон легато», «стаккато». Пение учебно-тренировочного материала: певческая установка стоя и сидя. Упражнения для расширения диапазона. Музыкальная грамота: Пение с различным темпом, ритмом, динамикой. Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкальнодидактических игр, ритмического лото. Пение импровизаций: пение- импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы. 26 27 28 29 30 31 32 33 34 №п.п дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Организационно-массовая деятельность. Классика – анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления. Слушание музыки: Понимание настроения и характера произведений. Современная песня. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Пение учебно-тренировочного материала: Ритмические упражнения с пением. Упражнения для расширения диапазона. Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом Организационно-массовая деятельность. Календарно-тематическое планирование 3 год обучения. Коррек Тематическое планирование Тировка часов Вводное занятие. Профилактика и гигиена голоса. Музыкальная теория. Умение владеть голосовым аппаратом при пении различных упражнений и песен. Вокально-хоровые работы: Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни. Народная песня – раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни. Классика – формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Современная песня – средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации. Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Формирование навыков исполнения на три голоса (ансамблевая работа). Правила охраны голоса в предмутационный период. Пение учебно-тренировочного материала: совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Пение учебно-тренировочного материала: дикционные упражнения. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. Коллективное исполнение песен. Участие в конкурсе «Новогодний огонёк» Метод сценической импровизации. Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды. Слушание музыки: связь с другими видами искусства. Анализ произведения. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях. Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям. Слушать и учиться узнавать песни разных народов. Исполнять знакомые песни. Участие в городском конкурсе «Праздник искусств» Музыкальная грамота: ознакомление с двумя видами мажора и тремя видами минора. Понятие «размер», знакомство с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Применять на практике. Понятие «пауза». Приводить примеры, применять на практике. Слушание многоголосных хоровых произведений. Их исполнение. Участие в концертной программе «Цветы для мамы» Совершенствование понятий «нотная запись», «нотный стан», привести примеры на практике, записать песню нотами. Совершенствовать понятия нотная запись и выполнить задание на практике. Уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни; Отработка концертного материала. Установка на концертную деятельность: артистическая смелость, непосредственность и самостоятельность; Отчётный концерт. Исполнение выученных песен. Итого:34 часа.