Рассмотрено на заседании Педагогического совета МАОУ «СОШ № 26» протокол от 25.12.2020г. № 3 Принято с учетом мотивированного мнения Совета родителей (законных представителей) протокол от 18.12.2020г. № 2 УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ «СОШ №26» от 11.01.2021г. № 12 Положение об организации дополнительного образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 26» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности и комплектования дополнительного образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 26» (далее – Школа). 1.2. В своей деятельности по организации дополнительного образования Школа руководствуется Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказа Минпросвещения России от 30 сентября 2020г № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г», Уставом Школы. 1.3. Дополнительное образование является важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных образовательных программ. 1.4. Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы для детей и взрослых по направленностям: - технической, - естественно-научной, - физкультурно-спортивной, - художественной, - туристско-краеведческой, - социально-гуманитарной. 1.5. Руководителем реализации дополнительного образования в Школе является заместитель директора, который организует работу объединений дополнительного образования и несет ответственность за результаты его деятельности. 2. Цель и задачи дополнительного образования 2.1. Цель работы дополнительного образования – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности учащегося, его родителей (законных представителей), общественности. 2.2. Задачи дополнительного образования: - формирование и развитие творческих способностей учащихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию учащихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; - подготовку спортивного резерва в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов; - социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры учащихся; - организация содержательного досуга во внеурочное время. - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 3. Организация дополнительного образования 3.1. Дополнительное образование предназначено для педагогически целесообразной занятости обучающихся в возрасте от 6,6 до 18 лет во внеурочное время. 3.2. Структура дополнительного образования определяется целями и задачами, количеством и направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ. 3.3. Штатное расписание дополнительного образования формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования в Школе. Деятельность педагогов дополнительного образования определяется соответствующими должностными инструкциями. 3.4. Деятельность обучающихся по дополнительному образованию может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально. 3.5. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Численный состав учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и требований СанПиН, но не менее 8 человек в группе. 3.6. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течение года. 3.7. Занятия дополнительного образования проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых (не менее 45 минут). Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 40 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10-15 минут. 3.8. Зачисление и отчисление обучающихся в объединения дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми общеобразовательных программ дополнительного образования. В группы записываются все желающие по личному заявлению или заявлению родителей (законных представителей). 3.9. Деятельность объединений дополнительного образования осуществляется на основе образовательной программы дополнительного образования Школы, учебного плана, общеобразовательных программ, рассмотренных на заседании Педагогического совета и утвержденных директором Школы. 3.10. Образовательная программа дополнительного образования – это комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий Школы. 3.11. Учебный план дополнительного образования составляется Школой ежегодно и фиксирует объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень программ (кружков, секций, курсов и т.п.) согласно направленностям; время, отводимое на их усвоение и организацию. 3.12. Педагоги дополнительного образования при составлении общеобразовательной программы могут пользоваться авторскими, примерными (рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации) программами, самостоятельно разработанными, либо программами других учреждений дополнительного образования детей. 3.13. Общеобразовательные программы дополнительного образования содержат пояснительную записку, в которой отражены общие характеристики программы (ее отличительные особенности, возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования, смотры, творческие отчеты)); цель и задачи программы; содержание курса и тематическое планирование; методические обеспечение; список литературы. В программах дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе. Это могут быть спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады, показательные выступления, викторины, фестивали и т.д. 3.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3.15. В соответствии с программой педагог может использовать разные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и другие. 3.16. Педагоги, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией Школы по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся. 3.17. При реализации дополнительных общеобразовательных программ Школа организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей). 3.18. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. 3.19. Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года по представлению педагогов дополнительного образования с учетом определения наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором Школы. Перенос занятий или изменение расписания проводится только с разрешения администрации Школы и оформляется документально. 3.20. Детские объединения дополнительного образования занимаются в школьных кабинетах, актовом и спортивном залах, тренажёрном зале, компьютерном классах. Материалы, инструменты и другое необходимое оборудование имеется и приобретается за счет бюджетных средств. 3.21. К педагогической деятельности в объединениях допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик. 3.22. Зачисление учащихся в объединения осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы дополнительного образования, на основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся 1 классов, заявлений обучающихся 2-11 классов. 3.23. Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (если это предусмотрено программой). 3.24. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организуется образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 3.25. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. 4. Заключительная часть Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения. Дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора школы после обсуждения на Педагогическом совете, Совете родителей (законных представителей) учащихся.