Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» Рассмотрено на Педагогическом совете «СОШ №26» 31.08.2023, протокол №13 Утверждено приказом директора от МАОУ 01.09.2023 № 308 Рабочая программа МАОУ «СОШ №26» курса «Скоро в школу» Возраст обучающихся: до 8 лет Срок реализации: 1 год Наименование образовательной услуги: курс, не предусмотренный учебным планом. Автор: Беспятых М.С., учитель начальных классов Новоуткинск, 2023 Пояснительная записка Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка. Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. 1. Нормативно-правовая основа Дополнительная образовательная программа для обучения в группах адаптации детей к условиям школьной жизни разработана на основе следующих нормативных правовых документов: -Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». -Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (СП 2.4.3648-20) -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Содержание программы разработано на основании нового Закона об образовании в Российской Федерации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384), вступил в силу с 1 января 2014 г.) и с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785), вступил в силу с 1 января 2010 г.). 2. Цель программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. 3. Основные задачи программы: -организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; -сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; -развитие личностных качеств детей; -формирование у дошкольников ценностных установок и ориентаций; -развитие творческой активности детей; -формирование и развитие психических функций познавательной и эмоционально-волевой сферы; -формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие коммуникативных умений; -развитие умений действовать по правилам. -формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: занятиеигра;занятие-путешествие; занятие-исследование; занятие-конкурс; занятие-экскурсия; занятиесоревнование. В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается интегрированные занятия, игра и продуктивная деятельность. 4. Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1. Ценить и принимать 1. Организовывать свое 1Определять умения, 1. Участвовать в следующие базовые рабочее место под которые будут диалоге на уроке и в ценности: «добро», руководством учителя. сформированы на жизненных ситуациях. «терпение», «родина», 2. Определять цель основе изучения 2. Отвечать на «природа», «семья». выполнения заданий на данного раздела. вопросы учителя, уроке, во внеурочной 2. Отвечать на простые товарищей по классу. деятельности, в вопросы учителя, 2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. жизненных ситуациях находить нужную 3. Соблюдать под руководством информацию в простейшие нормы учителя. учебнике. речевого этикета: 3. Определять план 3. Сравнивать предметы, здороваться, выполнения заданий на объекты: находить прощаться, уроках, внеурочной общее и различие. благодарить. деятельности, 4. Группировать 4. Слушать и понимать жизненных ситуациях предметы, объекты на речь других. под руководством основе существенных 5. Уметь работать в учителя. признаков. паре 4. Использовать в своей деятельности 5. Подробно простейшие приборы: пересказывать линейку, треугольник, прослушанное. ножницы, карандаши, 6.уметь изобразить своё фломастеры, краски и видение окружающего т.д. мира. 5. Режим проведения занятий На базе МАОУ «СОШ № 26» с октября по май , 2 раза в неделю по 2 занятия. Продолжительность занятия 25-30 минут с перерывом 10 минут Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа создает условия для того, чтобы помочь безболезненно и быстро адаптироваться ребёнку к новым условиям общения; - способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов; - воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим; - обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов; - укрепляет чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса: - словесные, наглядные и практические методы. репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские. - методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии). Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания: -развитие речи (начальные представления о языке, литературе, изобразительном искусстве, музыке; социальные отношения); - мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); - математика (связь с жизнью, развитие логического мышления) Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах. 6. Модель выпускника группы по адаптации детей к школе I Здоровье и физическое развитие. 1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме. 2. Физически подготовлен к продолжению обучения: — владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту; — хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; — подвижен, ловок; — развита мелкая мускулатура рук: уверенно, владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности, 3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни: — сформированность основных гигиенических навыков, элементарных представлений о пользе занятий физической культурой; — сформированность основ безопасного поведения в критических жизненных ситуациях. II Развитие познавательной деятельности 1. Кругозор выпускника: Тема занятия № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Дата Знакомимся со звуком [у] и буквой «у». Знакомимся со звуками [а], [и] и буквами «а», «и». Знакомимся со звуками [о], [ы] и буквами «о», «ы». Знакомимся со звуками [т], [т'] и буквой «т». Знакомимся со звуками [п], [п'] и буквой «п». Знакомимся со звуками [к], [к'] и буквой «к». Знакомимся со звуки [м], [м'] и буквой «м». Знакомимся со звуками [с], [с'] и буквой «с». Знакомимся со звуками [н], [н'] и буквой «н». Знакомимся со звуком [э] и графическим образом буквы «э». Знакомимся со звуками [х], [х'] и буквой «х». 10. Знакомимся со звуком [й'] и буквой «й». 11. Знакомимся со звуками [й'], [а] и буквой «я». 12. Знакомимся со звуками [з], [з'] и буквой «з». 14. Знакомимся со звуками [б], [б'] и буквой «б». Знакомимся со звуками [в], [в'] и буквой «в». Знакомимся со звуками [ф], [ф'] и буквой «ф». 15. Знакомимся со звуками [д], [д'] и буквой «д». 13. 16. 17. Знакомимся со звуками [г], [г'] и графическим образом буквы «г». Знакомимся со звуками [л], [л'] и буквой «л». 20. Знакомимся со звуками [й'], [э] и буквой «е». Знакомимся со звуками [ш], [ж] и графическими образами букв «ш», «ж». Знакомимся со звуками [й'] ,[о] и буквой «ё». 21. Знакомимся со звуками [р], [р'] и буквой «р». 22. Знакомимся со звуком [ч'] и буквой «ч». 18. 19. НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ развивающий аспект Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии К-во часов 1 Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии 1 Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии 1 Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, речи, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии 1 Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, ,рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23. 24. Знакомимся со звуками [й'], [у] и буквой «ю». Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, 1 мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии Знакомимся со звуками [ц], Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, 1 [щ'] и буквами «ц», «щ». мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии — сформированы развернутые и конкретные представления о мире; — устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира. 2. Речь выпускника: — устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна; — речь фонетически и грамматически правильная; — использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание); 3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника: — ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах; — выпускник способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач. 4. Сформированы интеллектуальные умения: — определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове; — сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения; — способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний; — сформированы элементы учебной деятельности. 5. Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления: — ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут; — способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого; — способен самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат деятельности. 6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских): — развиты художественное мышление, сенсорные способности; — умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности. III Поведение и общение 1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками: — устанавливает дружеские отношения; — готов к коллективным формам деятельности; — умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем. 2. Принимает и соблюдает социальные и этические нормы. 3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе. 4. Способен управлять своим поведением и способами общения. 5. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности. IV. Мотивационная готовность к обучению в школе 1. Желает учиться в школе. 2. Имеет познавательный или социальный мотив учения. Программа «Скоро в школу» состоит из четырех курсов: № п/п 1 2 3 Название Интегрированный курс «АБВГДЕйка» Курс «Веселая математика» Курс «Зеленые странички» Количество занятий в неделю 1 1 1 Количество занятий в учебном году 24 24 24 4. Курс «Умелые ручки» 1 24 Итого 4 96 Календарно-тематическое планирование занятий «АБВГДЕЙка» (24 часа) Календарно-тематическое планирование занятий «Веселая математика». (26 часов) № Дата Тема занятия. НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ К-во часов познавательный развивающий аспект Сравнение предметов по различным признакам. 1. Сделай «так-же», сделай «по-другому». 2. Найди «лишний предмет». Анализ объекта. 3. Представление о пространственных отношениях ( слева, справа). 4. Представление о пространственных отношениях ( слева, справа, вверх, вниз). Понятия «лево-право», «верх-низ». 5. Представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверх, вниз, ближе, дальше). Установление взаимнооднозначного соответствия предметов (образование пар). Отношение «столько же». Отношение «столько же». Понятия «дальше». 8. Знакомимся с графическим образом цифр. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. 9. Занятие-игра. Цифры и их графические образы. 10. Признаки предметов. Графический диктант. Сравнение предметов по различным признакам. 11. Признаки предметов. Графический диктант. Сравнение длин предметов (визуально). 12. Признаки предметов. Понятия «уже», «шире»,«короче», «длиннее». 13. «Давайте подумаем…» Установление закономерностей. 6. 7. Сравнение предметов по различным признакам: цвету, форме, размеру и т.д. Понятия «лево-право». «ближе», Понятия «столько же», «больше», «меньше». Понятие «столько же». аспект Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, зрительной, слуховой и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, творческих способностей, речи, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, памяти, логического мышления, 1 1 1 1 1 1 1 3 2 2 1 1 2 14. Сравнение предметов. Понятия «уже», «шире»,«короче», «длиннее». 15. Размеры предмета. Сравнение и классификация предметов по различным признакам 16. Ориентируемся в пространстве. Графический диктант. Задания на формирование пространственных представлений. 17. Снова о предмете в пространстве. Место предметов в пространстве, их взаимное расположение. 18. Сравниваем предметы. Отношения «столько же», «больше», «меньше». 19. Занятие-игра. Задания на ориентирование в пространстве, обобщение и классификацию, определение последовательности событий. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Дата ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения, рефлексии Календарно-тематическое планирование занятий «Умелые ручки» (24 часа) Тема занятия Рисунок «Осенний листопад» Аппликация «Корзинка с грибами» Лепка «Овощи и фрукты» Лепка «Колобок» Украшаем ёлку. Рисунок «Зимние забавы» Лепка «Звери леса» Раскрашивание эскизов народных игрушек Открытка для мамы Аппликация «Ваза» Украшаем Матрёшку. Плоскости. Аппликация из геометрических фигур. «Машина» Аппликация из треугольников «Рыбка» 1 1 2 2 1 1 К-во час 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 Природа и фантазия. Прием вырезания и декорирования Композиция «Чудо-дерево» 1 15 16 17 18. 19 20 21 Объёмные фигуры из бумаги.»Бабочка» Работа с подручными материалами. Аппликация из ватных дисков. Работа с акварелью. Рисование по представлению любимой игрушки. Рисование цветными карандашами. Мой дом. Работа с подручными материалами. Аппликация из салфеток.»Гусеница» Работа с бумагой и картоном Выполнение коллективной работы «Сказка «Репка» Работа с бумагой и картоном. Коллективная работа в технике «рваная бумага» «Жарптица» Работа с пластичными материалами. Лепка по образцу. Корзина с грибами. Рисование акварельными красками по сырой бумаге на тему «Весна» 1 1 1 1 1 1 1 22 23 1 1 Работа с шаблонами. Обведение деталей по контуру. 24 1 Календарно-тематическое планирование по курсу «Зеленые странички» (24часа) № Название темы занятия Количество часов 1. Что нас окружает дома и на улице? 1 2. Круглый год. Времена года. Их основные признаки. 1 3. Живая и неживая природа. 1 4. Дни недели. 1 5. Профессии. 1 6. Зеленые помощники человека. 1 7. Овощи и фрукты. В лесу. В саду. На огороде. 1 8. Цветы садовые и полевые. 1 9. Насекомые. 1 10. Дикие и домашние животные. 1 11. Животные Севера. Животные Арктики. 1 12. Военные профессии. 1 13. Человек + Природа = Удивительные вещи. 1 14. В море. В океане. 1 15. История возникновения вещей. 1 16. Транспорт. Виды транспорта. 1 17. Моя Родина—Россия. 1 18. Герб, флаг нашего государства. 1 19 Прогулка по лесу. Лес-наше богатство. 1 20 Домашние животные в разные времена года. 1 21 Труд людей в разные времена года 1 22 Лекарственные растения. 1 23 Моя семья. 1 24 Итоговое занятие. 1 К концу курса учащиеся должны знать: изученные звуки , различать их в устной. числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки . название своей республики, города, памятные места, русские сказки, элементарные сведения о народной культуре. Должны уметь: правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение. 7. Ожидаемые результаты Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей. 8. Работа с родителями Цель системы мероприятий: Установление отношений сотрудничества педагогов и родителей по созданию условий успешной адаптации первоклассников к школе. Оказание организованной консультационной психологической и педагогической помощи родителям будущих первоклассников. Работа с родителями охватывает все этапы программы и планируется с ноября по август. Родители за этот период включаются в процесс не как наблюдатели, а как участники. Родительские собрания, беседы, консультации, индивидуальные встречи, анкетирование - основные формы работы педагогов школы с родителями. Система работы с родителями складывается из следующих мероприятий: Работа с родителями через сотрудничество детских садов и Школы Родительские собрания с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Сотрудничество педагогов, родителей и педагога-психолога школы в период «Школы первоклассника»: - анкетирование; - индивидуальные беседы; - консультации педагогов и педагога-психолога. Родительское собрание по итогам «Школы первоклассника»: - беседа «Почему учиться трудно?» об особенностях адаптационного периода первоклассников; - консультация «Как избежать трудностей адаптации»; -индивидуальная работа по результатам анализа уровня готовности детей к обучению, конкретные советы и рекомендации педагогов и педагога-психолога Родительское собрание в марте посвящается организационным вопросам, проводятся индивидуальные консультации. «Внимание и понимание – самая большая помощь, которую мы можем оказать ребёнку» Эти слова из книги М. Безруких «Почему учиться трудно», должны стать девизом и для педагогов, и для родителей будущих первоклассников. Создать благоприятные условия для успешного развития, учения, воспитания детей можем только мы, взрослые, однако без внимательного отношения, понимания невозможно осуществить эти процессы гармонично, безболезненно и продуктивно. Надеемся на то, что реализация данной программы предшкольной подготовки позволит объединить усилия родителей и педагогов по подготовке детей к восхождению на новую ступень жизни под названием «Школа». Литература 1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000 2. Узорова О.В., Нефедова Е.Л.., Готовимся к школе. М.«Просвещение», 2001 3. Белая К.Ю. «От сентября до сентября»,М., «Просвещение», 2000 4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990 г. 7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 8. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 9. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.